Как урбанист из Саратова создал уникальный туристический маршрут
Саратов — город с уникальной историей и множеством исторических зданий. Но даже местные жители не всегда знают об истории этого города. Урбанист и архитектор Антон Богнер восстановил исторический облик 150 зданий и создал аналоговый туристический маршрут, чтобы помочь и жителям лучше узнать историю города. О своих проектах он рассказал «Городским интонациям».
  • 27 лет
    cредний возраст участников проекта
  • 1 год
    работали над проектом
  • 1 млн рублей
    сумма инвестиций
Урбанист Антон Богнер родился в Саратовской области и почти всю жизнь помимо основной работы занимается развитием родного города и области: он создавал проект для велосипедистов, сам разрабатывал систему велодорожек города и продумывал мероприятия. Последние годы он стал заниматься сохранением исторических зданий и развитием туризма Саратова.
«Мне хотелось сделать что-то для сохранения культурного наследия, потому что город у нас интересный и уникальный, но об этом мало кто знает. К сожалению, у нас нет какого-то пула урбанистов и краеведов, в разные годы все приезжали и уезжали, некому было хранить историю и рассказывать жителям об их собственном городе», — рассказывает Антон.
Как говорит архитектор, Саратов — город с немецкой историей, до 1940-х годов, здесь жили поволжские немцы, что оставило след на городской архитектуре. В городе сохранились немецкие кирхи, мельницы и здания в немецком стиле. Например, Лютеранская кирха святой Марии была построена в 1877–1879 годах. В Советские годы здесь сначала был универмаг, а потом областная филармония, а потом кукольный театр.
«Я долго это все изучал и решил отрисовать здания так, как они выглядели сразу после постройки, так, как их задумали архитекторы. Отрисовкой занимался всю зиму, несколько месяцев. Сначала хотел сделать 50 зданий и только фасады, а в итоге появилось 150 и с детальной прорисовкой всех деталей, улиц, домов внутри, а потом еще 50», — вспоминает Антон.
Также Антон изобразил, как с ходом времени менялись некоторые улицы, разрушались здания, появлялись новые.
«В первую очередь в этом проекте для меня важна градозащитная ценность, показать, какими важными являются эти здания и защитить их от возможного сноса. Люди видят, насколько ценны эти здания, узнают о них новое, поэтому застройщики в следующий раз подумают, стоит ли сносить это здание»,— говорит Антон.
Информацию из проекта и чертежи уже использовали частные и муниципальные организации, а также рекламные организации, для составления общего облика фасада в сочетании с вывеской и элементами. Так город постепенно начинает выглядеть более цельным и появляется единый облик.
С работой над проектом Антону помогал аспирант кафедры истории Александр Ванин — вместе они искали архивные фотографии и по деталям восстанавливали облик зданий. Также в работе помогали студенты саратовского ВУЗа и волонтеры. Все фотографии выложены в соцсетях проекта Urban patrul. Кроме этого в соцсетях Urban Patrul ежедневно публикует новости о городской жизни, изменениях Саратова и обращает внимание властей на то, что необходимо улучшить в городе.
«Сейчас вся работа по заполнению заявок лежит на мне. За первые два года работы у меня было 20 тысяч штрафов за неправильно поданную отчетность и налоги, потому что я ничего в этом не понимал и не знал, как вобще работает НКО. Сейчас я и сам научился и у нас появился бухгалтер, который помогает все оформить», — говорит Иван.
«Желтая линия» для туристов

Вскоре к проекту Urban Patrul присоединился еще один — «Желтая линия Саратова». Это туристический маршрут по центру города отмеченный специальными столбиками — пилонами, на которых написана информация о зданиях и улицах, а также указаны QR коды, ведущие на сайт с более подробными рассказами об объектах. Например, можно узнать, что в саратовском кинотеатра «Победа» во время Второй Мировой войны был хлебозавод, а в здании рынка «Привоз» в начале XX века был ликеро-водочный завод.


Первоначально весь проект делался на энтузиазме, но в 2020 году удалось получить финансирование от Фонда президентских грантов.
«Мария Семенова, которая была тогда в проекте, но сейчас уже не участвует в нем, ездила на несколько молодежных форумов, рассказывала о нашей идее и получила в итоге грант в размере одного миллиона рублей из которого мы потратили 700 тысяч рублей», — говорит Антон.
Грант от Росмолодежи удалось получить после выступления на форуме «Байкал». До этого они ездили еще на несколько мероприятий, сами искали любые возможности получить финансирование, но в итоге получить средства удалось только на этом форуме. Кроме этого, в процессе реализации проекта Антон вкладывал свои деньги и привлекал средства местных предпринимателей, которые хотели поучаствовать в развитии города.
«Обычно такие проекты заказывает и оплачивает городская администрация. Но в нашем случае этого, к сожалению, не произошло», — объясняет Антон.
Кроме самого маршрута по городу в проект вошли специально разработанные открытки для туристов, аудиогид на трех языках (русском, немецком и английском) и сайт с подробным описанием маршрута, новостями проекта и полезной информацией для туристов.
«Установку пилонов маршрута нужно было согласовывать с городскими властями и на это пришлось потратить несколько месяцев. Нужно все презентовать с градозащитным советом города, с властями районов. Многие говорили, что такой навигационный маршрут не нужен и аналоговая навигация устарела, но ведь как раз во всех европейских городах и делают такую навигацию, потому что это удобнее и понятнее и для жителей и для туристов», — объясняет урбанист.
Самым тяжелым было для Антона согласовать все с администрацией и пройти все бюрократические сложности. По каждому пилону Антону приходилось делать презентацию — как он вписывается в городскую среду, почему не мешает и не отвлекает внимание от исторических зданий, не выделяется по цвету. Почти все удалось согласовать, но установку некоторых все же власти одного района города не согласовали, даже учитывая то, что вышестоящая инстанция разрешила.
«Эмоционально было очень тяжело, но с технической точки зрения — это рабочая рутина. Сложно согласовывать и доказывать людям, чиновникам, что проект действительно нужен и стоит того. Проект правда требовал много сил, приходилось жертвовать то сном, то другими делами, но мне это было правда важно и интересно создать. Маршрут создан по лучшим европейским стандартам из лучших материалов. Аналогов ему очень мало», — говорит Антон.
Сейчас Антон все больше работает с разными другими проектами в городах России и за рубежом, но продолжает помогать родному городу развиваться и поддерживает активность там удаленно. Cкоро «Золотая линия» начнет организовывать лекции, экскурсии, выставки и другие просветительские мероприятия в городе.
Медиапроект «Городские интонации» в этом сезоне реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
По всем вопросам вы можете обратиться:
press@urbanrenovation.ru