ЛОФТ1890: Как предприниматель из Волгограда вдохнул жизнь в склад-памятник царицынской эпохе
Волгоград — один из самых «хрупких» городов России: только за последнее столетие его четырежды перестраивали. Сначала это происходило в связи с переменами в территориальном делении, а когда городу присвоили имя Сталина, архитекторы стремились «выжечь» в нем все дореволюционное в угоду советским идеалам.

Серьезным испытанием для богатого архитектурного наследия стала крупнейшая битва в Великой Отечественной войне: в огне ожесточенных сражений уцелела лишь пятая часть всех имеющихся зданий. Само собой, изменение городского облика наложило свой отпечаток на самосознание горожан. Рефлексия над историей и определением, что значит быть жителем Волгограда и какие смыслы это несет, началась только с развалом СССР.
«Особенность нынешнего Волгограда в том, что из исторического наследия, особенно дореволюционного и даже довоенного, почти ничего не осталось. Поэтому в Волгограде каждое историческое здание — можно сказать, на вес золота.

Но невероятного трепета эти здания долго ни у кого не вызывали, и пока у них не было деятельных собственников — а до 1990-х единственным собственником было государство — дома хирели. Во время послевоенной реконструкции города часть зданий преобразовали до неузнаваемости, покрыв толстым слоем сталинского ампира. Большинство людей до сих пор даже не подозревает, что нынешнее здание областной администрации — бывшее ремесленное училище и банк, которые объединили», — рассказывает Денис Шилихин, основатель и руководитель пространства «ЛОФТ1890»

Новая жизнь Царицынского склада Жигулевского пивоваренного завода
По словам Дениса , в 1980-е годы советские архитекторы вынашивали планы «вывернуть город наизнанку», вернув жителям доступ к сохраненным архитектурным объектам еще царицынской эпохи и пытались оформлять целые кварталы, чтобы жители могли зайти в них и обнаружить прелесть обладания прежней тканью города. Но им не суждено было сбыться.
Дом по адресу ул. 10-й Дивизии НКВД, 5А в одном из таких кварталов достался семье Дениса Шилихина как наследство: его отец в свое время был главным инженером строительного треста, в чье владение здание перешло в ходе приватизации. Единственный объект комплекса Царицынского склада Жигулевского пивоваренного завода в имперские времена был четвертым по объемам производства, а в нулевые стал неприметным офисным центром. Стоимость для арендаторов оставили минимальной, так как и состояние здания было далеко не идеальным.

Долго так продолжаться не могло, и сначала за сохранение здания взялся отец Дениса, а затем и он сам. Первыми мастерами, которых удалось найти, были местные «реставраторы», но им не хватало и опыта, и понимания ценности вверенного объекта: вместо целого комплекса кропотливых работ специалисты предложили «помазать кладку кровавой сметаной и навести вокруг окон белые реснички». Конечно, доверия к ним не было.
«Золотые» кирпичи

Спустя время Денис оказался в Санкт-Петербурге и поставил себе цель найти настоящих профессионалов, способных предложить технологию бережной реставрации здания. Специалисты от поездки в Волгоград постоянно отнекивались: «Да что у вас в городе делать?» После долгих уговоров одна компания все же согласилась при условии, что сотрудникам оплатят дорогу и проживание.

После визита они поняли, с чем предстоит иметь дело и насколько это интересно. В итоге удалось найти местного подрядчика, согласившегося применить петербургскую технологию. Работы совпали с ослаблением курса рубля и обошлись более чем в 50 млн рублей. Зато их выполняли действительно на совесть: очистили стены от многочисленных слоев краски, отреставрировали каждый кирпич, произвели вычинку, докомпоновку и домастиковку. Так как исторические материалы — огромный дефицит, четыре больших фуры дореволюционных кирпичей пришлось довозить из старого армянского района Нахичевань в Ростове-на-Дону. Еще в здании установили винтажные подъездные двери из Новочеркасска и деревянные полы из заброшенных дореволюционных домов, ну а цементную плитку, как в Царицыне XIX века, пришлось делать с нуля по старым технологиям.

Отреставрированный объект Денис назвал «ЛОФТ1890»: первая часть обозначает архитектурный стиль, а вторая — год постройки. В двухэтажном здании расположилось 18 офисов площадью от 9 до 32 квадратных метров.
Вновь приобретенная ценность

Вместе с новыми смыслами потянулись новые люди, и у владельца появилась исключительная возможность выбирать арендаторов среди тех, кто разделяет его ценности, обращает внимание на историю и способен определить подходящую внутреннюю атмосферу. В первую очередь интерес проявляли IT-компании, которым нужно обеспечивать для своего персонала нематериальную мотивацию, затем появились и другие.

«Мы провели реставрацию должным образом: приспособили здание к современному использованию, поменяли всю инженерию и сделали хорошую систему кондиционирования, убрали с фасада провода — все сети аккуратно прятали. Таким образом наш объект коммерческой недвижимости поднялся с категории "C" до категории "F". Ей отмечают историческую недвижимость, приспособленную к современному использованию в виде офисов.
В этой лиге играет крайне мало игроков, особенно в Волгограде, поэтому цена квадратного метра в 2016 году, после реставрации, оказалась самой высокой в городе и еще долго таковой оставалась. Сейчас, понятно, офисы класса "А" нас уже обогнали, но и мы сознательно не поднимали стоимость слишком сильно: за все время повышение было максимум на 20%. Пул основных арендаторов к настоящему времени сохранился практически без изменений», — делится Денис.
Сегодня креативное бизнес-пространство используют не только владельцы заведений, разработчики, дизайнеры и мастера, но и локальные сообщества. В «ЛОФТ1890» проходят выставки, мастер-классы, лекции, читки пьес и показы экспериментальных театральных постановок.
«Современных горожан заставить что-либо делать невозможно — им должно нравиться и они должны приходить сами. Нам это удалось. Наша атмосфера сознательно привлекает нестандартно мыслящих людей с похожими ценностями. Это люди, которые в своих сферах понимают гораздо больше, чем мы как собственники. Условный инженер не может быть настолько же глубоко погружен в искусство или в театр, как сами театральные деятели, поэтому начинается процесс взаимообогащения.

За все время с 2016 года у нас не было ни одного случая вандализма и ни одного граффити — хотя вокруг "ЛОФТ1890" все зарисовано. Просто у людей на наше здание не поднимается рука. Максимум, встречаются наклейки футбольных фанатов на столбиках или водосточных трубах, но это совершенно безобидно: как наклеилось, так и отклеилось», — отмечает Денис.
Преображение здания позволило «разблокировать» его на карте города, и теперь посмотреть на «ЛОФТ1890» постоянно приезжают туристические группы и статусные гости — на примере здания им рассказывают о царицынских страницах истории Волгограда, которые долго пылились на чердаке общественного сознания. Старания предпринимателя и команды реставраторов в 2017 году отметили на всероссийском уровне: на VI Санкт-Петербургском Международном культурном форуме за лучший проект приспособления объекта промышленного наследия Денис получил премию «Феникс».

Продолжив работать с историей, сам Денис в 2018 открыл в подвале, где когда-то давно хранились бочки с жигулевским пивом, винный бар «Ле́дникъ». Благодаря широкому знакомству с сообществом российских виноделов и представителями власти однажды ему удалось провести фестиваль российских вин и специализированную ярмарку винодельческой продукции «Волга-Дон ВИН ФЕСТ» на действующем стадионе — серьезный прецедент с учетом российских законов.

Предприниматель отмечает, что в целом «ЛОФТ1890» — про отдачу, а не про заработок. Арендная плата позволяет ему покрывать издержки на содержание исторического здания, но совсем не делает владельца богаче. На это и не было расчета: подобный проект можно назвать актом любви к городу и архитектуре или, если угодно, долгосрочной инвестицией.
Медиапроект «Городские интонации» в этом сезоне реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
По всем вопросам вы можете обратиться:
press@urbanrenovation.ru