Заводь: Как проектное бюро превращает старейший завод Петрозаводска в творческий кластер
Петрозаводск — один из немногих населенных пунктов России, в названии которого упоминается завод. Он появился в год основания Санкт-Петербурга как слобода вокруг казенного оружейного завода в устье Лососинки на берегу Онежского озера. Спустя 30 лет производство закрылось и слобода зажила вновь только после того, как на необходимость открыть производство обратила внимание Екатерина Вторая. Новый завод назывался Александровским и благодаря нему Петрозаводск получил статус города, а его центральные улицы заложили почти одновременно с предприятием.
Общий вид Александровского завода, 1916 год
(фото с сайта Открытого исследовательского проекта «Наследие С.М. Прокудина-Горского»)
Под этим названием завод проработал до самого развала империи. После революции его направление работы изменилось: сначала там выпускали дорожно-строительную и другую технику, двигатели, позднее — мотовозы, а после Великой Отечественной войны с конвейера сходили тракторы. В 1990-е производство не смогло перестроиться под рыночные условия и предприятие начало дробиться на маленькие фирмы. В 2007 году завод переехал на другую площадку и от коллектива осталось меньше 200 человек, когда как в советские времена там трудились 9 000. Уже спустя пять лет старые цеха начали сносить.
Переосмысление промышленной истории
Огромный культурно-исторический пласт все это время охранял заводской музей: работники завода-краеведы собирали документы и фотографии с 1960-х. Когда завод его забросил, работу поддерживали ветераны — в частности директор Леонид Михайлович Тетерин.

В 2011 на территорию некогда главного городского предприятия пришел петербургский девелопер «Охта Групп», чтобы построить здесь жилой комплекс. Музей компания взяла на свое обеспечение и после того, как профессор Софья Касым преобразовала экспозицию, ее открыли для горожан и гостей. Сейчас это единственный бесплатный музей в Петрозаводске, который рассказывает о рождении и становлении города, с единственной экспозицией по советскому периоду.
Виктория Никитина (фото Александры Ревуковой)
Со временем он преобразовался в Галерею промышленной истории, которую в 2016 году возглавила Виктория Никитина. При ее поддержке уже в следующем году на ОТЗ провели фестиваль «15х17» — по задумке организатора Милы Бузовой, он должен был пробудить интерес горожан к переосмыслению территории Александровского завода как центра города и его культурной жизни. Когда фестиваль подошел к концу, большую часть завода снесли под жилой квартал. Три цеха императорских времен оставили, чтобы адаптировать под использование в качестве культурного объекта.

Хотя в военные годы узники петрозаводских концлагерей разбирали стены на кирпичи, которые вывозили их оккупированного города финны, в торцах сохранилась кладка 1904 года. Эти части здания признаны образцами промышленной архитектуры XX века и охраняются государством. Много лет цеха просто стояли: несколько раз их пробовали продать и удачно это случилось только в прошлом году.
Как на руинах завода появилась жизнь

После покупки зданий «Охта Групп» пригласила московского архитектурного фотографа Юрия Пальмина, чтобы тот снял цеха перед сносом. Позже Пальмин организовал для фотолюбителей и профессионалов мастер-класс, который вылился в выставку «Онежский тракторный. Времена города» в одном из цехов, а кроме них объектом заинтересовались кинематографисты — и сняли здесь фильм «Ананас».

Постепенно вокруг выросло творческое сообщество резидентов, которые осваивали здание и своими руками делали посильный ремонт. Алексей Бабенко из Союза кинематографистов Карелии открыл в здании, где снимался фильм, ремесленно-медийный лофт «Синий коридор». Со временем пустые этажи заполнили другие жильцы. Главный из них — Академия фотографии под руководством Юлии Утышевой, по инициативе которой сегодня здесь создается большинство крупных проектов
Одна из выставок в «Синем коридоре» (фото Оксаны Лазаревой)
Перерождение произошло и с музеем. Когда участница команды фестиваля «15х17» Анна Поташова стала изучать архивы, то поняла, что экспозицию необходимо упаковать в новый формат. В соавторстве с руководительницей Галереи промышленной истории Викторией Никитиной они создали цифровой архив индустриального наследия Петрозаводска — мультимедийный проект на базе исторических материалов, объединенных темой развития промышленности в городе. Кроме оцифровки, систематизации и описания документов Анна исследовала актуальные формы взаимодействия с архивами онлайн и офлайн.

В одиночку с такими объемами было не справиться, поэтому Анна собрала вокруг себя команду таких же активных горожан. Отсюда появилась медиа-студия «Заводь». Ее первая работа — съемка документального фильма про работников Онежского тракторного завода. Участники вложили в продакшн и медиасопровождение максимум своих навыков и совместно развивались как профессионалы.
Команда «Заводи» (фото предоставлено Анной Поташовой)
Анна Поташова (фото предоставлено Анной Поташовой)
На сериальном формате «Заводь» не остановилась. Историй заводчан и архивных материалов в интервью оказалось так много, что команда стала продюсировать творческие лаборатории в трех направлениях — «Заводской плакат» для дизайнеров, «Индустриальный этюд» для фотографов и «Рабочий костюм» для модельеров. Участники переосмысляли опыт прошлого и пробовали наслаивать его на канву современных креативных индустрий, по сути воскрешая историю завода и делая ее более видимой.

С этого момента «Заводь» перестала быть медиа-студией и превратилась в проектное бюро. В нем сошлись интересы самой Анны, ее медиа-команды и партнеров студии — руководительницы Галереи промышленной истории Виктории Никитиной и соосновательниц креативного сообщества Петрозаводска Create Ptz Екатерины Биктимировой и Лианы Вагузенковой.
Искусство на заводе

Спустя год масштабного исследования-размышления о покинутых индустриальных площадках Петрозаводска «Заводь» организовала на территории Онежского тракторного завода первый экспериментальный фестиваль. «Заводь. Искусство на заводе» проходил с 16 по 18 июня 2023 года и включал девять разноплановых событий: панельную дискуссию об актуальных принципах работы с промышленными площадками, выставку-итог творческих лабораторий, премьеру первой серии документального фильма о заводчанах, музыкальные выступления и другие форматы.
«Когда мы готовились к фестивалю, я пыталась думать стратегически. В то время закрывалось важное культурное пространство — Agriculture Club. Их классная молодая команда горела своим делом и развивала музыкальное комьюнити ВЕРА — даже сама делала прикольный фестиваль. У меня было большое желание коллаборировать с ними, и я им предложила стать со-кураторами музыкальной части. Ребята влились, и когда Agriculture Club закрылся, они естественно примахнули к нашей команде. Это было существенном расширением проектного бюро — в том смысле, что в него вошли не просто друзья, а уже опытное сообщество со сложившимися проектами. В процессе подготовки фестиваля мы подружились и с командой "Синего коридора", и с CreatePtz. И теперь работаем над созданием новых идей большим составом», — рассказывает Анна.
Вместе с участником «ВЕРЫ» Арсением Васильевым Анна занимается строительством клуба «Рядом» на территории завода. Он станет первым коммерческим проектом «Заводи» и выступит пространством для разных инициатив под эгидой бюро. Так «Заводь» получит и независимое финансирование, и дополнительную точку соприкосновения горожан со своими идеями.
Индустриальный туризм и альтернативный День города

Пока команда во многом работает на энтузиазме, но так как проектное бюро уже обрело репутацию качественной медиа-студии, его сотрудники подключаются к сторонним проектам. У «Заводи» оформился свой пул клиентов, которые заказывают дизайн, SMM-сопровождение и видео. Опция получить деньги от государства все еще остается, хотя Анна на нее совсем не рассчитывает.
«Опыт организации фестивалей и других проектов на грантовой поддержке показывает, что это всегда лотерея, поэтому мы пытаемся слезть с этой иглы. Показательный пример — фестиваль "Лето на Заводе" в Сысерти. Он проходил четыре года и на пятый может не состояться, потому что команда не выиграла грант. Иногда так происходит, но мне кажется, на устойчивость проекта это влиять не должно», — делится она.
В этом году у «Заводи» уже есть грант Благотворительного фонда Владимира Потанина. Его потратят в том числе на создание трехчастного туристического маршрута по территории первого заводского района Зарека. Отрезки будут погружать в историю появления первого завода, биографию известных жителей и сотрудников и в историю судостроения. Пока что о точках бюро рассказывает в своих социальных сетях, но до конца года команда планирует создать сеть физических инфостендов с экскурсионным сопровождением в чат-боте.
К 250-летию ОТЗ «Заводь» вновь организует флагманский одноименный фестиваль, на этот раз посвященный мифологии места. Главной ценностью программы будет опыт соучастия жителей Петрозаводска и локальных сообществ в переосмыслении городской и заводской среды. Одна из идей — устроить большую ярмарку городских проектов, чтобы перезнакомить их между собой и мотивировать коллаборации.
«Наша глобальная задача сейчас — вписаться в выстраивание бизнес-модели и системы смыслов внутри креативного кластера, который начинает планироваться на этой территории. И мы, собственно, должны пронести наши ценности в будущее.

Ценность фестиваля в том, что он связан с интересом жителей к своему городу. В прошлом году это было авторское событие и я прочувствовала все плюсы и минусы формата. Позицию хочется менять, потому что у нас нет задачи конкурировать с уровнем крупных специализированных фестивалей. Скорее, мы делаем некий альтернативный День города, который должен бы праздноваться 12 июля — в день основания Александровского завода», — заключает Анна.
Медиапроект «Городские интонации» в этом сезоне реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Источники фотографий в материале:
  • сайт Открытого исследовательского проекта «Наследие С.М. Прокудина-Горского»;
  • страница фестиваля «Заводь. Искусство на заводе» во «ВКонтакте»;
  • личный архив Александры Ревуковой;
  • личный архив Оксаны Лазаревой;
  • личный архив Анной Поташовой.
По всем вопросам вы можете обратиться:
press@urbanrenovation.ru