Казанские «Архидети»: Как волонтерская инициатива стала проектом для талантливых детей со всей России
Как многим абитуриентам, поступление в архитектурный университет Гузелии Махмутовой далось непросто. Она видела, как после выпускных и творческих вступительных экзаменов студенты перегорают и не хотят связывать жизнь с архитектурой и проектированием. Тогда появилась идея создать проект для школьников, в рамках которого они могли бы «пощупать» будущую профессию и сделать осознанный выбор.

В 2008 году на втором курсе Гузелия организовала теоретические и практические занятия по рисунку, черчению и моделированию. Цель была в том, чтобы помочь ребятам найти себя в профессии и подготовиться к поступлению.
Первый поток «Архидетей» задумывался как благотворительный проект для подопечных детских домов и специальных учреждений. Гузелия хотела показать, что с трудными подростками можно и нужно работать, менять их мотивацию, предлагать альтернативные пути развития. Ее поддержали архитекторы, преподаватели и студенты, которые помогали реализовать проект.
«Было много сомнений и предостережений от окружающих. Мы не тешили себя иллюзиями — как будто не было даже варианта, что проект может получиться. Я много читала по теме и понимала, что большинство детей из детских домов повторяют путь родителей. Они возвращаются к деструктивной жизни, потому что не видят вариантов. Мы же пытались показать им, что есть другие взрослые, другая реальность, другие привычки и интересы», — рассказывает основательница проекта.
Несмотря на сомнения, у Гузелии все получилось: через архитектуру и дизайн команда помогала ребятам найти себя, определить сильные стороны и начать развивать их. У подростков появились новые цели, некоторые продолжили заниматься архитектурой — для них организаторы договорились о бюджетных местах в дизайнерско-архитектурной школе.

Инициатива Гузелии была исключительно социальной: ни она, ни команда не получали деньги. Волонтерских проектов тогда было много, поэтому администрация не была готова поддерживать очередной из них. С пространством для занятий помогал университет, расходные материалы для рисования оплачивали спонсоры. Кроме детей из приютов, на занятия стали приглашать школьников из приемных и многодетных семей, ребят с ограниченными возможностями здоровья.
Как волонтерская инициатива стала коммерческим социальным проектом

Со временем все больше родителей вне проекта стали просить позаниматься с их детьми. Стало понятно, что нужно расширяться, искать новое пространство и становиться «серьезнее». Чтобы не зависеть от грантов и спонсоров, Гузелия с командой постепенно уходила от благотворительности к социальному предпринимательству.

Первым полностью коммерческим проектом стала «Архисмена». Лагерь для творческих детей организовывают каждый год с 2016 года. На протяжении семи дней вместе с экспертными наставниками участники практикуют навыки в разных направлениях. В этом году, например, было три трека на выбор: музыка, пластический перформанс и архитектура.
«Наставником музыкального трека была Регина Рокитянская (исполнитель, композитор, педагог по домре и музыкальному развитию из Казани, — прим. Городских интонаций). В основном, это направление выбрали ребята, которые учатся в музыкальных школах. Большинство из них после занятий сказали, что впервые были счастливы заниматься музыкой. Часто оценки и требования приводят к тому, что ребенок хочет побыстрее закончить "музыкалку" и больше никогда не садиться за пианино. Мы же приглашаем на смену практиков, которые на своем опыте показывают, как развиваться в направлении с удовольствием», — вспоминает Гузелия.
Участие в сменах платное. Частично проект поддерживает государство: грантовые деньги идут на социальные путевки. Это позволяет приглашать талантливых ребят из маленьких городов и деревень. То есть идея помогать детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, сохранилась и поддерживается до сих пор.
С каким проблемами столкнулся проект после того, как стал бизнесом

Социальные шаблоны. Когда Гузелия организовывала первую смену, ей говорили, что собирать в одном месте детей из разных семей и с разным бэкграундом опасно, это может стать концом проекта. Некоторые предлагали оставить «Архисмены» для ребят из уязвимых групп и сделать VIP смены для остальных детей. Гузелия не рассматривала эти варианты, потому что инклюзивность проекта создавала больше условий для развития участников.

По словам героини, «Архисмена» стала первым проектом, который поменял ощущение родителей: взрослые первые, кто делит окружающих на категории. Вначале конфликты действительно случались. И родители особо не разбирались, кто прав. Споры закончились, когда команда поменяла фокус: «Архисмена» — это история про сильное разноплановое сообщество, которое объединяют интересы. В условиях, когда в одной команде оказываются дети из деревень и из известных семей, задача педагогов — научить правильно выстраивать коммуникацию, договариваться, уважать друг друга. Такой подход сломал социальные шаблоны и стал главной ценностью проекта.
Отношение к проекту, как к бизнесу. Гузелия называет себя социальным предпринимателем. Разница в том, что «Архидети» — это не бизнес, который начал решать социальные проблемы, а социальный проект, который стал бизнесом. Коммерциализация нужна была для того, чтобы не зависеть только от грантов и частных инвесторов, развиваться быстрее и за свой счет. Но появилась другая проблема: родители стали клиентами с клиентскими запросами и требованиями. Это усложняет коммуникацию, так как родители ставят «Архисмену» в один ряд с другими лагерями, ждут измеримых очевидных результатов. Но проект Гузелии про другое:
«В рамках других лагерей и проектов измеряются показатели в основном хардовые скиллы: кто стал быстрее бегать или выше прыгать, делать более сложные макеты. Мы работаем одновременно в двух направлениях, то есть прокачиваем и профессиональные и социальные навыки. Для нас это важно, потому что, на самом деле, софтовым скиллам целенаправленно мало где обучают.

У нас была участница Ангелина, которая рассказала, что до смены чувствовала себя ребенком: ее научили быть интеллигентной, культурно отвечать, не спорить со взрослыми. Она была не согласна с ситуациями в школе, но не могла противостоять. И вот после смены она смогла отстоять себя в очереди в больнице. Она подумала: "Вот это у меня появился характер!" Или например, многие ребята боятся сцены. На занятиях они прорабатывают неуверенность и со временем понимают, что в публичных выступлениях нет ничего страшного.

С таких незначительных проработок начинает формироваться личность. Но результат этой работы часто невозможно заметить сразу. Нужно время, иногда несколько лет, чтобы сделать вывод, как смена прокачала человека».
Чувствительное законодательство. С 2018 года «Архисмена» проходила на острове Вертолетный как палаточный лагерь. В этому году арендовали базу, и по прогнозам Гузелии, следующие «Архисмены» будут проходить там же. Это связано с чувствительным к несовершеннолетним законодательством и бюрократией. Как объясняет Гузелия, чтобы организовать смену, нужно учитывать много технических и санитарных условий: «Организация смен на острове — дорогостоящая история, которая сказывается в том числе на стоимости путевок. И на данном этапе мы понимае, что включатся в самостоятельные лагерные проекты сложно, поэтому выбираем аренду баз. При этом остров мы продолжаем развивать: на Вертолетном проходят смены для молодых взрослых и семей».
«Море за поворотом»: из социального проекта в профильный архитектурный проект

Четыре года назад в рамках «Архидетей» появилось «Море за поворотом». Это практикоориентированный проект для школьников и студентов от 14 до 30 лет Его цель — научить проектировать и создавать разные конструкции. Проект состоит из двух этапов: онлайн участники изучают теорию и в командах готовят проекты объектов, а лучшие идеи реализовывают на очном этапе, куда проходят наиболее активные заинтересованные ребята.

Перед началом работы участники знакомятся и проходят инструктаж. Наставники и кураторы показывают, как пользоваться инструментами, и рассказывают о тонкостях материалов. После начинается работа. В этом году на Вертолетном появилась навигация и карта объектов острова; участники построили многофункциональный уголок со стульями — там можно проводить лекции и другие неактивные события — и начали строить жилой модуль. Кроме строительства, на на острове проходят разные события, например, опен-токи с наставниками.
По второму образованию Гузелия педагог, ей важно работать на стыке архитектуры и педагогики. Поэтому со временем в проекте изменились критерии: теперь команда оценивает не только что построил участник, но и то, как он защитил проект объекта, как работал в команде, какие скиллы прокачал. Для этого, кроме экспертов с именем, в «Море за поворотом» приглашают специалистов с педагогическим подходом. Например, один из наставников проекта — сооснователь архитектурного бюро «Утро» и проекта «Место» Ольга Рокаль — тоже считает, что в детских архитектурных проектах важен не только результат, но и путь.
«Мы говорим с наставниками о том, как бережно работать с потенциалом детей, потому что для нас важно не только чтобы ребята научились проектировать и строить. Мы хотим, чтобы они научились работать в команде, принимать решения и делать выводы. Я не люблю архитектуру ради архитектуры. Мне нравится работать со средой в контексте, понимать, как она влияет на человека. На острове встречаются люди разных возрастов, из разных культур, с разным профессиональным опытом. Коммуницируя друг с другом, они растут и развиваются, и это главное».
У «Моря за поворотом» появится продолжение за пределами Татарстана с рабочим названием «Место поворота». Первой локацией станет остров на Урале — команда создаст проект объектов, которые будут развивать среду и общество.
С острова в город

В июле проект «Архидети» организует лабораторию в Казани. Они повторят опыт «Моря за поворотом», чтобы показать, что в развитии города могут и должны участвовать подростки:
«Взрослые часто создают детские пространства в соответствии со своим видением. Но это пространства для детей — и они лучше знают, что им нужно. К тому же участие детей в формировании среды влияет на особое отношение к городу: территория, в создании которой ты участвуешь, намного сильнее, чем территория, которую ты получаешь в пользование».
Гузелия понимает: чтобы включить подростков в городскую среду, придется поменять некоторые процессы. Это будет неудобно, небыстро, некомфортно, точно не всегда удачно. Но это не отменяет важности подхода — подросток должен ощущать себя частью города, осознавать, что он может влиять и создавать среду вокруг.
Медиапроект «Городские интонации» в этом сезоне реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
По всем вопросам вы можете обратиться:
press@urbanrenovation.ru