Автор фото:
Юрий Борщов, фотография сделана в рамках 2 сезона «АртАрктики»
Как малый город Мончегорск превратился в культурный центр и вошел в топ-5 туристических направлений Мурманской области
Регина Потехина
Руководитель направления «Социально-культурная сфера» в Агентстве развития Мончегорска
Регина Потехина — коренная жительница Мончегорска во втором поколении. Ее бабушка, дед и отец строили этот город. Хотя раньше Регина вела собственный бизнес, когда ей предложили стать частью команды Агентства развития Мончегорска, сразу откликнулась.

С 2020 года она занимает должность заместителя директора по направлению «Социально-культурная сфера» АРМ. Здание, где сейчас располагается Агентство, когда-то было детским садом, в который Регина ходила в детстве. Поэтому развитие Мончегорска для нее не просто работа, а личная история о любви к родному городу.
Зачем городу агентство развития?

Мончегорск возник в 1930-х, в период индустриализации страны, благодаря деятельности градообразующего предприятия — комбината «Североникель». Он расположен в центре Кольского полуострова и является моногородом, т. к. зависит от одного крупного предприятия. Его название в переводе с саамского — языка коренного населения — означает «город в красивой тундре». Несмотря на уникальную природу, возможности для активного отдыха и развития культурного туризма, до недавних пор Мончегорск был не очень привлекателен для гостей и инвесторов, поскольку у многих прочно ассоциировался только с горно-металлургическим производством.

Сегодня ситуация меняется в лучшую сторону. Агентство развития Мончегорска было создано в 2020 году, его работа направлена на то, чтобы сделать жизнь в городе ярче, насыщеннее событиями и интереснее, а городскую среду — комфортной. Сегодня АРМ — единый центр развития территории, учредителем которого являются ПАО «ГМК "Норильский Никель"» и Администрация Мончегорска.

К моменту, когда в Мончегорске был объявлен конкурс на должности руководителей направлений в будущем Агентстве, Регина уже имела опыт успешной работы в социальных городских проектах, получила грант на развитие собственного дела, связанного с event, была активной участницей «Школы городских событий», «Социально-конструкторского бюро», «Мира новых возможностей». А еще стала единственной в городе, кто реализовал медиапроект, созданный в коллаборации бизнеса и НКО, для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Поэтому понимала, что именно необходимо делать для развития социально-культурной сферы небольшого города.

Но прежде чем появились масштабные мероприятия, которые за три года реализовало АРМ, Регине и ее коллегам пришлось проделать серьезную работу. Все проекты АРМ основаны на стратегических документов: мастер-плане города, стратегии развития туризма, масштабных социологических опросах жителей и маркетинговых исследованиях.

Почему надо учитывать особенности региона?

Хотя агентства развития существуют в разных городах России, опыт выстраивания стратегии у каждого свой. Проект, реализованный в другом городе России, нельзя просто скопировать: то, что «зашло», скажем, в Твери, может не быть востребовано в Мончегорске. Поэтому идеи, которые АРМ берет за основу, всегда адаптируются под специфику города и ментальность его жителей.

Например, считается, что во всех населенных пунктах Кольского полуострова развита саамская культура. Но изначально Мончегорск — трудовой поселок, куда в прошлом приезжали люди со всего СССР. В суровых условиях Русского Севера представители разных национальностей обменивались культурным опытом, благодаря чему там появлялись уникальные новые традиции.

«Все это повлияло на менталитет мончегорцев, которые только внешне кажутся закрытыми и неулыбчивыми: на самом деле они очень отзывчивые люди с большим добрым сердцем. На Севере ведь одному не выжить, поэтому мы привыкли помогать друг другу: для северян чужого горя не бывает», — рассказывает Регина Потехина.

Выявить и решить проблемы

Начиная работу над проектом по развитию города, команда АРМ знала, что одна из основных проблем сравнительно небольшого Мончегорска (почти 44 тыс. человек) — отток населения. Не секрет, что молодежь стремится в мегаполисы, где больше возможностей.

Кроме того, в Мончегорске нет релевантных учебных заведений и современных специальностей, востребованных у молодых людей.

Сейчас там действуют всего два учреждения среднего профессионального образования: Мончегорский политехнический колледж и Северный колледж физической культуры и спорта. Первый привлекателен для тех, кто хочет получить рабочую специальность и трудоустроиться в Кольскую горно-металлургическую компанию (ГМК). А что делать остальным? Неудивительно, что талантливые старшеклассники после окончания школы уезжают учиться в Мурманск, Санкт-Петербург, Москву. Многие из них уже не возвращаются.

Как следствие, возникает кадровый голод, ведь специалисты высокого уровня также стремятся в большие города.

Сейчас Агентство ведет два проекта, которые помогут преобразовать образовательную среду. Первые результаты уже есть: это трансформация Мончегорского политехнического колледжа и выработка управленческой стратегии в школе № 5. Действия АРМ нацелены на комплексные изменения — от преподавания и программ обучения до сопровождения выпускников.

Опрос жителей Мончегорска, проведенный Агентством в 2021 году, показал, что в городе мало востребованных у подростков и молодежи вариантов досуга. Его организацией сегодня также занимается АРМ.

Другая проблема, с которой пришлось столкнуться в процессе работы, — сравнительно небольшое количество земельных участков и зданий, подходящих под открытие бизнеса. Это стало одной из причин недостаточного развития предпринимательской сферы.
Как объединить желания горожан с возможностями АРМ и привлечь жителей к участию в проектах?

Итак, АРМ выяснило, что мончегорцы хотят, чтобы жизнь в городе была комфортной, иметь возможности для реализации, получения актуального образования для детей и взрослых, чтобы были современные ТРЦ с широким ассортиментом и разнообразные досуговые зоны.

Учитывая их пожелания, а также потенциал города, Агентство определило приоритеты: изменить подходы к сфере образования и создать условия, в которых местные жители смогут самореализовываться.

Воплощением в жизнь этих задач АРМ занимается совместно с городской администрацией и компанией «Норникель. Кольская ГМК».

«Чтобы достичь поставленных целей, мы должны регулярно взаимодействовать с жителями и собирать от них обратную связь. В 2022 году мы провели в соцсетях Агентства опрос и выяснили, какие именно проекты были бы интересны мончегорцам. Так появились Школа стендапа, Кинолаборатория, турнир по киберспорту "Мяч на Имандре" (фиджитал-спорт)», — говорит Регина Потехина.

В феврале 2023 года был завершен первый поток курса «Кинолаборатории», где горожане от 14 лет до 45 лет могли познакомиться с нюансами кинопроизводства и попробовать себя в креативных профессиях под руководством опытных наставников. АРМ удалось привлечь классных специалистов — операторов, сценаристов, монтажеров, актеров — и снять фильм о мончегорской команде по хоккею, основанный на реальных событиях по биографии известного местного хоккейного тренера. Его покажут летом на фестивале «Табуретка». Этот проект соединил в себе допобразование для молодежи и локальный спорт, который востребован в Мончегорске.

Школа стендапа, куда были приглашены актеры и комедийные авторы из Московской школы стендапа, прошла в марте. Этот курс пробудил интерес к стендап-комедии в Мончегорске: отчетный концерт собрал полный зал! А один из учеников отправился выступать на VK Fest в Москву.

Благодаря Агентству в апреле впервые в Мурманской области состоялся киберспортивный фестиваль в стиле фиджитал-спорт «Мяч на Имандре», в рамках которого представители разных возрастов и профессий со всего региона собрались в Мончегорске, чтобы соревноваться в игре в FIFA. Главная цель мероприятия — выстроить диалог со старшим поколением, напомнить молодежи, что важно не забывать о спорте, и дать возможность посмотреть, как, играя в видеоигры, можно зарабатывать и становиться успешными.

Задача проекта «АртАрктика» — объединить скульпторов и художников со всей страны и творческих жителей Мончегорска, чтобы вместе создавать современные арт-объекты. Он традиционный и помогает не только создавать такие объекты в командных воркошпах с вовлечением жителей, но и перезагружать территорию.Также проект помогает посмотреть на город по-новому и понять, чем Мончегорск может быть интересен туристам.

Каждый сезон АРМ собирает команду креативных активистов: она проводит лекции и мастер-классы, изучает культуру региона и создает реальные и виртуальные арт-объекты. Например, тема нового сезона — озера, ведь Мончегорск — не только город трудовой доблести и металлургов, но и озер, уютная северная Венеция. Участникам нужно будет объединить темы водной стихии, северного характера и местной природы. Учитывая специфику города, перед ними стоит непростая задача.

Агентство одним из первых начало работать с командным воркшопом, т. к. в Мончегорске есть негласный девиз «Один в поле не воин». В числе культурных объектов «АртАрктики» — «Солнцекруг», сделанный всего за 14 дней. Он получился таким большим, что оцинковывать его пришлось в Санкт-Петербурге. Так что мончегорская достопримечательность успела прокатиться в Северную столицу и обратно, зато теперь в Мончегорске солнце светит всегда.

«Опыт некоторых проектов команда Агентства перенимает с адаптацией под Мончегорск, но есть и уникальные идеи. Одна из них — фестиваль "Гаражане". Это моя личная история: его идею я прорабатывала, зная культуру территории и ментальность мончегорцев. Раньше дач у местных жителей было меньше, чем сейчас, и, как большинство северян, они много времени проводили в гаражах. В детстве я тоже часто бывала там вместе с папой и дедушкой. Этот детский опыт дал понимание того, какой фестиваль нужно создать, потому я и выступила идеологом проекта, а команда меня поддержала и дополнила другими социальными смыслами. Получилась уникальная история города», — говорит Регина Потехина.

Усилия команды АРМ не напрасны — город, который раньше не имел статуса культурно-туристического центра, недавно вошел в топ-5 туристических направлений Мурманской области.
По всем вопросам вы можете обратиться:
press@urbanrenovation.ru