«Арт-чердак»: как волонтеры «Норникеля» организовали мончегорский эко-фестиваль
«Ледокол» — программа корпоративного волонтерства компании «Норникель». Она стартовала в мае 2021 года, а по ее итогам участники объединились в команду для проведения эко-фестиваля. Так появился проект «Арт-Чердак» — фестиваль со своп-вечеринкой, автомобильным квестом, эко-соревнованием между школами и эко-лайфхаками про осознанное потребление.
«Ледокол»

Александра Николаева родилась и выросла в Норильске. Она долго работала в Сбербанке, где начала с самых низов: стояла на входе и выдавала жетончики для очереди. Через три месяца уже стала ведущим специалистом, а потом — заместителем руководителя VIP-офиса. Сегодня эта должность называется «финансовым советником».

«Похоже, что у норильчан все дороги в итоге ведут в «Норникель». Я всегда мечтала устроиться в компанию, но не смогла это сделать сразу. Но не в моём духе опускать руки, и я не сдалась. Появлялись разные варианты, и один из них, что называется, выстрелил. Так и оказалась в Мончегорске», — рассказывает Александра в интервью порталу «Город Онлайн».

Она всегда занималась благотворительностью в качестве жертвователя, а ее первым волонтерским опытом стали проекты «Наш парк» и «Уют в приют». В Норникеле Александра сразу приняла участие в корпоративной программе волонтерства «Ледокол».

«Каждый год командам волонтеров давали по 100 тысяч рублей на реализацию полезной инициативы. Так мы однажды объединились 8-ю командами и обустроили местный приют для животных. А другая девушка привлекла московских волонтеров и построила в Мончегорске отдельный уголок для прогулок: лавочки и достопримечательности. Корпоративные волонтеры есть в каждом регионе: кто-то работает над «Комбинатом добра» с самого начала, с 2015-го года, а в 2020-м году нас решили обучать. Так открыли «Ледокол» — корпоративную программу обучения волонтеров. У нас были тренинги и командные встречи по тематике волонтерства, на которых сотрудников сопровождали эксперты разных направлений. Но цель была одна: сделать из нас настоящих добро-профессионалов. По итогам обучения всем дали задание: сделать свой социальный проект. Мы собирались на брейншторм, но большинство предложений были довольно примитивными и заканчивались на уровне уборки мусора, а мне хотелось сделать что-то интересное и масштабное. Это был почти крик души, когда я сказала: "Давайте сделаем гаражную распродажу!" То есть расскажем про осознанное потребление, поможем тем, кто нуждается и сделаем реально крутой уличный фест. Бюджет в тот момент был не ограничен и мне не хотелось решать банальные задачи. Хотелось сделать классный фестиваль!», — вспоминает Александра.

Вместе с куратором Ольгой и коллегой Дарьей Ермаковой они придумали концепцию гаражного свопа и еще на этапе «Ледокола» привлекли людей, которые занимались фестивалями и организовывали VK Fest.
Автоквест

«Несмотря на то, что на обучении было очень много людей, половина отвалилась, когда начался ковид. Весь наш фестиваль перевели в онлайн-формат и руки в какой-то момент руки начали опускаться. Несмотря на все трудности, мы все-таки собрались и вместе расписали новый план», — говорит Дарья.

Команда приняла решение разбить фестиваль на несколько этапов — получилась концепция, которую потом назвали «микро-фестом». Большое мероприятие в стиле гаражной вечеринки поделили на несколько небольших активностей, которые позволяли соблюсти ковидные ограничения. Они начались с серии эко-лайфхаков, которые публиковали в группе «Вконтакте». Вторым этапом провели автоквест «Тайна заброшенного чердака» — в ходе него участники перемещались по Мончегорску на машинах и проходили станции с заданиями. Их в Мончегорске и его окрестностях создали эковолонтеры природоохранного марафона «Понеслось!». Игра собрала 20 команд, а точек с заданиями было около 10.
Победителей квеста решили объявить на своп-вечеринке — она прошла 18 сентября 2021 года. Люди приносили ненужные вещи и при желании могли забрать что-то взамен: одежду, обувь, книги, аксессуары и комнатные растения.

«Это было отличным способом не только экологично избавиться от лишнего, но и совершенно бесплатно найти классные стильные обновки. Интерес был огромный: молодежь действительно менялась, а взрослые люди по старинке привозили вещи в дар. Игрушки, одежду, цветы и книги мы передали в местную церковь», — вспоминает Александра.

Весь своп сопровождался диджеями, глинтвейном, фотографом и мастер-классами для детей: они плели лежанки для кошек и коврики для животных из старых футболок и занимались декупажем, в ходе которого делали из старых горшков красивые вазы.
«Зеленые чемпионы»

«Местным жителям так понравилось, что они быстро начали предлагать свои идеи: "Давайте проведем такой же своп к первому сентября и сразу сделаем что-то к Новому Году!" А мы поняли, что нужно вовлечь детей в осознанное потребление и организовали в школах сбор крышек и батареек. Мы установили в 8-ми школах города специальные контейнеры и сделали большой кубок «Зеленых чемпионов». Он переходящий — его каждую четверть получает школа, собравшая больше всего батареек и крышек. И главное, что это весело! Люди и так знают, как собирать мусор, а я хочу, чтобы это было интересно», — говорит Александра.

Команда проекта состоит из Александры, Дарьи, куратора «Ледокола» Ольги и 7 амбассадоров, которые курируют школы: общаются с родителями, отвечают на вопросы, организуют сбор крышечек и батареек и подводят итоги соревнований. «Арт-Чердак» будет жить и дальше: ведь школы совсем не собираются останавливаться, а своп-вечеринки — очень популярное мероприятие.

«На "Ледокол" к нам даже приезжал психотерапевт и мы вместе разбирали, почему люди идут волонтерить. Например, я всегда занимаюсь проектами, которым нужна помощь. А кто-то идет потому, что там у него есть друзья и комьюнити. Но как ни крути, любая добровольческая деятельность — факультатив чистой воды. Она не приносит деньги или выгоду, но при этом каждый доброволец жертвует своим свободным временем. И именно благодаря таким ребятам и поддержке «Норникеля» я верю, что вместе мы сможем реализовать любой, даже самый сложный на свете добрый проект», — считает Александра.
По всем вопросам вы можете обратиться:
press@urbanrenovation.ru