Как группа активистов хочет восстановить Белорецкий деревянный мост
В 1762 году купцы И.С. Мясников и И.Б. Твердышев построили в Белорецке железоделательный завод. Потом его переименовали в сталепроволочно-канатный, а в 1958 году объединили с металлургическим заводом — так появился Белорецкий металлургический комбинат. Он находился на левом берегу реки Белой, а чтобы облегчить путь рабочих с правого берега, комбинат выделил 100 тысяч рублей на строительство пешеходного моста. Деревянную конструкцию длиной почти 550 метров возвели всего за 3 месяца в 1935 году, пока вода была покрыта льдом. Самый длинный пешеходный мост России даже успел сняться в фильме «Вечный зов» Владимира Краснопольского.

Дмитрий Федотов родился и вырос в Белорецке — сейчас он является директором благотворительного фонда и занимается восстановлением моста.
Мост был излюбленным местом всех белоречан — по нему любили гулять влюбленные парочки, пожилые люди, особенно отважная молодежь прыгала с перил в воду, а моя бабушка рассказывала, что даже переплывала пруд вдоль этого моста. По 550 метров туда и обратно!

Дмитрий Федотов
Директор фонда «Это Мой Город»
С 1935 года Белорецкий металлургический комбинат регулярно ремонтировал мост: менял прогнившие пролеты и обновлял доски. Но в начале нулевых комбинат перешел во владение челябинской компании «Мечел» и в 2014 году финансирование прекратилось. Город не смог взять на себя новые расходы — деревянная конструкция стала постепенно ветшать. В 2016 году мост закрыли для посещения, в 2019 обрушилось два центральных пролета, а уже в 2020 белорецкий мост демонтировали: весенний паводок мог окончательно обрушить его, что привело бы к затоплению плотины.
«Мостозащитное движение»

«Мы начали наше мостозащитное движение примерно в 2014 году, и говоря "мы", я имею в виду даже не нашу команду, а всех небезразличных к судьбе моста белоречан» — рассказывает Дмитрий.

Местные активисты долго старались обратить внимание руководства города и комбината на проблему разрушения моста. Они писали стихи, снимали видео и рисовали картины, но не находили отклика у властей: средств на восстановление достопримечательности не было. «Жители больших городов живут в очень высоком темпе и не успевают замечать, как меняются их города, появляются парки и общественные пространства. А у нас это очень ощутимо: белоречане сильно привыкают к каждому из объектов городской среды. Они пишут нам в соцсетях, спрашивают: "Что там с мостом?" И в 2020 году, когда на пост главы района пришел Андрей Иванович Иванюта, он сразу сказал, что Белорецку нужен мост», — говорит Дмитрий.

На одной из встреч активистов и администрации Белорецка было принято решение о необходимости создания некоммерческой организации - благотворительного фонда, который, в роли юридического лица, сможет открыть банковский счёт, чтобы участвовать в сборе финансов на реконструкцию мост. Таким образом, каждый желающий смог бы поддержать полюбившийся мост.

«Мы подавали документы в Министерство юстиции около 7 раз. Тогда пандемия была в самом разгаре и процесс регистрации шел очень медленно: один из сотрудников вносил в заявку правки и уходил на больничный, а другой проверял заново и опять что-то менял. Для подачи заявления нужно было каждый раз ехать в Уфу, за 250 километров от Белорецка, либо тратить время на пересылку почтой. Мне казалось, что эта ситуация никогда не сдвинется с места» — вспоминает Дмитрий.

В марте 2022 года активистка Мария Бородавкина смогла попасть на прием к Эльвире Аиткуловой — депутату Государственной Думы от Белорецкого района, и 29 апреля фонд наконец зарегистрировали. Он называется «Это Мой Город» и работает над другими вопросами по развитию Белорецка, а в попечительский совет входит глава района и несколько крупных местных предпринимателей.
Что будет дальше?

Сейчас команда проекта состоит из 7 человек: активисты Мария Бородавкина, Галина Соболевская и Мария Сафонова, дизайнер Евгений Романовский. Анна — внештатный юрист и Екатерина Кислицына — депутат Белорецка. Дмитрий Саламатов — белоречанин, который уже 16 лет живет в Москве. Он участвует сразу в нескольких проектах фонда, в том числе в реставрации старой гидроэлектростанции 1916 года постройки — ее хотят превратить в музей или кафе. Призыв о восстановлении моста дошел даже до Сахалина и Антарктики.

«Галина Соболевская как-то сказала, что Белорецкий мост — такая пуповина, которая связывала между собой два крупных городских района. Когда-то она разорвалась и теперь люди вынуждены делать большой крюк. Мы общались с разными жителями Белорецка: благодаря мосту кто-то познакомился со своей второй половинкой, а кто-то часто гулял по нему с детьми. Это очень знаковое, семейное место для белоречан», — говорит Дмитрий.

Когда мост демонтировали, некоторые части перил удалось сохранить — была идея сделать старинные вставки в новую конструкцию. Мария Бородавкина предложила местным школам сделать из обломков сувениры: мальчики вырезали заготовки, а девочки расписывали их — так появились оригинальные белорецкие сувениры.
«Уже тогда мы думали над тем, как будем привлекать в фонд инвестиции: например, на краудфандинговой платформе "Планета.ру" можно подарить небольшой подарок каждому жертвователю», — говорит Дмитрий.

За счет средств Республики Башкортостан провели геологические исследования, подтвердившие, что строить на этом месте можно. Теперь нужно составить проектно-сметную документацию, которая покажет, сколько материала нужно и сколько будут стоить работы.

«Пока мы не знаем конечную цифру и рассылаем в разные архитектурные бюро запросы и технические задания — составление проектно-сметной документации может стоить от 1 до 15 миллионов рублей, а возведение нового моста — около 200 миллионов», — делится Дмитрий.

Для того, чтобы восстановить Белорецкий мост, команда проекта смогла получить оригинальные чертежи 1935 года. Строить деревянные опоры сейчас нельзя (они должны быть бетонными или железобетонными), но верхнюю часть моста хотят оставить такой же, как в 1935 году.

Сейчас команда фонда занимается привлечение средств — для этой цели они зарегистрировались на planeta.ru, занялись соцсетями и открыли расчетный счет для сбора пожертвований.
«Мы ищем средства везде: хотим поучаствовать в грантах, встречаемся с юристами, подаем заявки по сохранению туристической привлекательности и историко-культурного наследия. А физические и юридические лица могут просто пожертвовать деньги. Пока мы в поиске подрядчика для составления документации, хотим попробовать развивать мерч. Мария уже шила футболки шоперы с изображением моста. И, конечно, фонд рассчитывает на поддержку городской администрации и Республики Башкортостан — на День Города к нам приезжал премьер-министр республики, который обещал поучаствовать в восстановлении, если увидит запрос от местных жителей», — делится Дмитрий Федотов.
По всем вопросам вы можете обратиться:
press@urbanrenovation.ru