City Says: Как жители Архангельска архивируют уличное искусство
Российские города — выставка уличного искусства под открытым небом: теги, граффити-арты и масштабные муралы можно встретить практически в любом населенном пункте. У каждого есть своя история развития уличного движения художников: где-то совсем короткая и бесславная, а где-то длинная и светлая.

Конечно, чаще всего работы скрываются за контрастными «цензурными» прямоугольниками коммунальных служб. Но вот Архангельску повезло больше — в 2021 году там стартовал проект City Says, в рамках которого жители развивают и архивируют наследие андеграундной культуры.
Как в Архангельске родилась граффити-культура

Особенность Архангельского стрит-арта в том, что его очень мало. Пока во многих городах России из бывших граффити райтеров вырастали стрит-артисты, преобладающая часть архангельских художников сосредотачивалась на классическом граффити и шла своим путем.
Местное движение зарождалось с 1988-го по 2000-й год на фоне бума интереса к брейкингу и рэпу. После распада СССР баллончики были раритетом, поэтому в ход пускали буквально все средства. В основном, на стенах «интуитивно» оставляли название групп, а нечто похожее на современные граффити и теги случилось в городе уже после того, как в Россию хлынули зарубежные молодежные журналы и клипы.

Летом 2001 года в Архангельске грянул городской фестиваль, где впервые состоялась полноценная репрезентация сцены, и с тех самых пор без граффити не обходилось ни одно крупное хип-хоп событие. Уже в 2007-2010 администрация инициировала создание ежегодных граффити-фестивалей — хотя темы не были близки художникам, они все равно участвовали, так как это было единственным способом бесплатно получить много краски.

Период с 2012 по 2020 год в городе называют эпохой социальных сетей и доступной информации. В это время смелых идей и коллабораций на Севере появляются первые муралы и новые имена, а граффити-культура все больше отделяется от хип-хопа. Чуть позже на первый план вышли муралы — вместе с ними стало больше коммерческих и правительственных заказов на масштабные росписи.
«По городу разбросано много легальных, полулегальных и нелегальных спотов, где рисуют на протяжении уже многих многих лет. Если считать слои краски на стенах, то местами может перевалить и за сотню. Самый старый из них называется “тупик” — ему даже отведена особая роль полноценного участника граффити сцены в фильме об истории граффити в Архангельске.

Граффити — часть уличной культуры, а значит, были у нас и баттлы уличных художников во время фестивалей, и отдельные фестивали уличной культуры. Но чем больше мы выходили с художниками в город и чем популярнее становились муралы, тем больше у нас было вопросов. А точно ли муралы — это хорошо для города в длительной перспективе? Кто в праве решать, что должно быть на стенах? Какое должно быть включение жителей в эти процессы и должно ли быть?» — делится руководитель НКО «Солнце маори» и организатор фестивалей уличной культуры Наталья Щукина.
Все эти вопросы подстегнули ее и еще нескольких заинтересованных горожан запустить масштабный проект-исследование. Так в 2021 году официально появился City Says.
О чем говорит Архангельск

Проект City Says реализует сразу несколько организаций. НКО «Солнце маори» — своего рода продюсерский центр для инициатив в сфере креативных индустрий, НКО «Выходи!» во главе с Юлей Бромберг работает над развитием уличной культуры и спорта в регионе, а Центр социальных инноваций «Архангельск» сосредоточен на развитии современного искусства. Все участники так или иначе связаны с Архангельском, и City Says — далеко не единственное, что они делают для города.
«Нам всем важно создавать среду, в которой бы хотелось находиться самим и которая давала бы возможность молодым людям найти себя на творческом пути. Мы хотим организовать для них точку старта, как когда-то проекты других людей стали стартовой площадкой для нас. Такой закон сохранения энергии: дали нам — мы аккумулировали, умножили и передаем дальше», — комментирует Наталья.
Начало City Says дали художественно-исследовательские резиденции, на которых российские междисциплинарные специалисты из разных городов «говорили» с Архангельском, изучая уже созданные объекты. Конечно, к процессу подключили и местных жителей — в ходе анонимного опроса они предложили уделить больше внимания Привокзальному району и островной Соломбале, поэтому первые работы в рамках City Says появились именно там.
Параллельно с этим City Says запустили арт-резиденцию под кураторством искусствоведа Анастасии Прониной из Санкт-Петербурга, чтобы привлечь художников к созданию сайт-специфичных произведений. Их искали по всей стране посредством open call. 11 финалистам организаторы передали результаты исследования городской среды с рекомендациями о том, какие арт-объекты помогут разбавить гамму городской среды и как гармонично вписать новое в визуальный контекст Архангельска. На этой базе они прорабатывали свои концепции и публично представляли их горожанам, но, так как бюджет проекта ограничен, жюри выбрало четыре самые интересные идеи. Осенью пространства Архангельска украсил паблик-арт от известных представителей российской сцены — петербурженки Ани Слобожаниной, екатеринбуржца Ильи Мозги, москвича Ивана Симонова и северодвинского художника Данила Власова.
Архивация

Уже в следующем сезоне City Says задумался о том, чтобы глобально поговорить об истории граффити в Архангельске.
«Второй сезон родился из исследования сам по себе: все приехавшие в Архангельск отмечали обилие граффити, причем в их глазах это не выглядело как “бардак в городе” — так считают многие жители, а как особенность города, его история, его уникальность, — рассуждает Наталья, — На наших стенах остались работы 30-летней давности: на них можно проследить, как развивался тот или иной художник, под влиянием каких внешних процессов это происходило. Все это — информация, которую стоит сохранить, пока к ней еще есть доступ, ведь люди все больше разъезжаются, теряют старые жесткие диски, а стены закрашивают. Спасибо нашему куратору, Насте Прониной, что сформировала эту идею в концепцию второго сезона проекта».
Данные собирали всеми путями, которыми могли: гуляли и фотографировали сами, опрашивали представителей сцены и исследователей, выискивали информацию в интернете. Основную работу по сбору и первичной сортировке провел Святослав Макаровский — вплоть до того, что лично общался со свидетелями истории паблик-арта, открывал несколько компьютеров, подписывал распознанные объекты и составлял из них общие картины единых спотов. Огромный массив собрался в несколько статей — в дальнейшем его оформили в онлайн-архив и даже разработали тематические маршруты. Во втором сезоне команде удалось организовать 48 экскурсий, которые посетили 798 человек.
С 2023 года у проекта начал работать сайт. Данные туда выгружает волонтер проекта Анна Хоришко, а Анастасия Пронина пишет аналитические статьи, разбирая историю по полочкам. Хотя в архиве уже лежит больше 2000 единиц информации, он продолжает пополняться. К исследованию часто подключаются архангельцы — недавно на проект вышел один житель, который предложил поделиться личными подборками фото и информации. Все поступления постоянно анализируются разными участниками команды по мере возможностей, поэтому сайт разрастается на глазах.
«Если бы была возможность отмотать все назад, мы бы собирали архив более системно, сразу в таблицу, — говорит Наталья, — Но, может, это и к лучшему, что мы изначально бросились в бесконечное море фото материалов, не задумываясь о предстоящих трудочасах работы. Потому что иначе могли бы просто перекрыть поток поступлений».
Планы на сезон 2024

City Says живет преимущественно на грантах и практически не монетизируется — разве что за счет упомянутых экскурсий. Но деньги — это и не цель: пока возможно, команда хочет сосредоточиться на бесплатной популяризации уличного искусства и исследования города.

Если в первом сезоне у проекта был президентский грант и грант губернаторского центра Архангельской области, поддержка Дом молодежи и коммерческие партнеры, то ко второму сезону ситуация изменилась. Со слов Натальи, учреждениям молодежной политики современное искусство стало не интересно, и проект отправился в «самостоятельное плавание» на базе грантовой поддержки и труда добровольцев. Сейчас почти все процессы завязаны на волонтерской работе, но на помощь команде пришел друг проекта — индивидуальный предприниматель, который взял на себя техническое сопровождение сайта.
«В этом году мы сосредоточили усилия на развитии “Мастерской ЦСИ студии”. Это мастерская и образовательный проект для молодого художественного сообщества — тех, кто пробует себя в творчестве и пытается пойти по профессиональному пути художника. Мы даем им пространство для работы, сопровождение тьюторов, материалы, выставочное пространство. А взамен получаем мероприятия — выставки и открытые мастер-классы.
Основной акцент в проекте мы делаем на творчество как своего рода психологическую поддержку. Мы не занимаемся терапией, а просто даем возможность выплеснуть лишние эмоции — или найти силы на созидание. Не менее ценным является терапевтический эффект от пребывания в комфортном месте, в душевной обстановке, хорошей компании. Двери открыты для всех — уровень исходных умений абсолютно не важен. Мы и сами частенько прибегаем к этой возможности», — делится Наталья.
В разработке у City Says три направления дальнейшего движения: продолжение работы над архивом и перевод экскурсий в аудиоформат, экспедиции для сбора подобных Архангельску архивов в других городах области и создание книги. Как и многим независимым проектам, на все это нужно дополнительное финансирование. Часть расходов планируют покрыть новыми грантами, а другую — благодаря фандрайзингу. Кроме того, City Says постоянно в поисках волонтеров, и если вы готовы подключиться к проекту на благотворительной основе, с командой можно связаться в соцсетях.
Медиапроект «Городские интонации» в этом сезоне реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
По всем вопросам вы можете обратиться:
press@urbanrenovation.ru