Как подростки в Данилове своими силами благоустраивают город
Данилов — небольшой город в Ярославской области с населением около 15 тысяч человек. Здесь сохранилось много старинных деревянных домов, построенных до 1917 года, а с недавних пор на улицах появились и современные инсталляции, сделанные местными подростками.

В 2016 году Даниловом активно занялся урбанист из Москвы Дмитрий Андреев — он сам жил здесь до 16 лет. Дмитрий получил грант от Фонда поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива» на реализацию проекта «Арх_и_тип» — в ходе него планировалось создать общественное пространство, объединяющее людей в одном месте.

В апреле 2017 года московский урбанист провел социальное исследование, а уже в мае 2017 года в Данилове прошли тематические воркшопы для подростков: архитектурный, фотографический, художественный и маршрутный. По условиям гранта фонд оплачивал все необходимые материалы и работу приглашенных кураторов: архитектора и художника Михаила Приемышева, фотографа Антона Акимова, гида Екатерину Хоботову и художника Анастасию Паничкину.
В этом проекте реализовывался и мой личный интерес — вернуться в свой родной город, из которого я уехал в 16 лет, заново «прожить» подростковый возраст. Было интересно помочь местным ребятам, которым будто бы не было места в городе, которые не входили ни в одно городское сообщество, которые испытывали недостаток общения как когда-то я в свои 14-15 лет.

Дмитрий Андреев
Юрист, краевед, куратор социокультурных проектов
Дмитрий выкупил заброшенный купеческий дом начала XIX-го века за 600 000 рублей. Теперь это арт-пространство «Ленина 21»
«Другой Данилов» — так решили назвать команду волонтерского отряда — помогали городу, создавали турмаршруты, участвовали в воркшопах и собирали экспонаты для нового городского музея. А в 2019 году даже обзавелись собственным штабом — для этого Дмитрий выкупил заброшенный купеческий дом начала XIX-го века за 600 000 рублей. Теперь это арт-пространство «Ленина 21», где планируется открыть музей, мастерские художников, кафе, книжный и сувенирный магазин. Здесь ребята празднуют выпускной, устраивают барахолки и слушают местные рок-группы.

«С самого начала своей работы в сфере социокультурного проектирования в 2012 году я обращал внимание на городские и сельские общественные пространства: музеи, библиотеки, кафе, улицы. Меня интересовали пользователи, связи, структура, сценарии места. Этот интерес привел к желанию самому сконструировать общественное пространство, наблюдать за ним и управлять им» пишет Дмитрий в своей статье для издания «Городские исследования и практики».
«Открытый город»

В ноябре 2019 года на Ленина, 21 появился 13-летний тогда Михаил Боровской. Он пробовал свои силы в режиссуре, но поставить пьесу на базе школы не мог.

«Это было очень интересно — в сентябре 2019 года в нашей школе проходил проект "Культурный норматив школьника". Мы вели дневники, писали, куда нам удалось сходить. И я как самый активный в классе начал ходить абсолютно везде и как-то попал на фестиваль имени Ю. П. Любимова. Я заинтересовался постановками, начал писать отзывы и вскоре попал на дебютный спектакль Сергея Щетковского, где в ходе обсуждения задал ему несколько вопросов. А Сергей сказал, что видит во мне режиссера» — рассказывает Михаил.

«Его преподаватель русского и литературы знала, чем мы занимаемся, и направила Мишу на Ленина. Она сказала, что школа тут помочь не может, но есть альтернативная творческая городская группа. А у нас был некий запрос на работу дома на Ленинам 21 как театральной площадки, было место и даже аудитория — например. экскурсионный автобус, который намеревался приехать в Данилов, но не было режиссера — добавляет Дмитрий.

Так в Доме на Ленина впервые сыграли пьесу Михаила. А уже через полгода он принял участие в «Открытом городе» — это первый в истории Данилова проект, знакомящий с современным уличным искусством. В ходе него для местных ребят организовывали сессии и воркшопы с художниками — подростки и кураторы придумывали идеи для граффити и инсталляций и реализовывали их в пространстве города.
Благодаря «Открытому городу» на улицах появились первые арт-объекты, многие из которых связаны с историей Данилова — например, памятник летчику Ивану Михайловичу Пиминову. В 1970 году он ценой своей жизни спас город — увел свой МИГ-17 за город и избежал взрыва. Есть и памятник, посвященный кошкам: во времена Второй мировой войны из Ярославской области увезли два вагона местных котов — они должны были бороться с мышами в блокадном Ленинграде. Или инсталляция на детской площадке — скульптура зайца и кролика. Заяц большой, а кролик поменьше — идея состоит в том, чтобы дети запоминали, в чем между ними различия.

«Ребята умеют проектировать, знают определенные рабочие механизмы, имеют доступ к творческим ресурсам, в ряде случае даже понимают, как найти финансирование. Эти проекты позволили им нарастить soft skills, которые при должной системе образования следует формировать в школе. Это и выделяет их среди остальных: у них есть обоюдное доверие со взрослыми, команда, большой опыт участие в различных громких творческих проектах, наставники во многих творческих сферах — рассказывает Дмитрий Андреев.
2019 году они успели сделать путеводитель под названием «Наглядное пособие для нескучных прогулок по Данилову, составленное его юными жителями». Идея принадлежала заведующей художественным отделом Даниловской художественной галереи Людмиле Головкиной. А автором проекта стала искусствовед и куратор Екатерина Змеева.

«Мне 50, я работаю в галерее 19 лет, моя любимая публика — молодежь, я работаю вместе с ними и для них, с ними интересней. И я не столько озабочена развитием города через социальные проекты. Больше воспитанием ребят через искусство и творчество. Выставки у нас от "А" до "Я" — и всемирно известные мастера, и подростки могут показать, о чем они думают. Одно грустно — они все уезжают» — делится Людмила Головкина.

В ходе проекта «Открытый город» 16-летний Михаил создал четыре эко-граффити на стенах гаража Людмилы и мусорных баках.
Это была экологическая тема, я рисовал животных, которые вбрасывают какие-то эко-фразы. Горящая рысь, которая просит тушить огонь или енот, у которого на хвосте консервная банка, с надписью"не мусорь". Мы закидывали идеи и реализовывали их в пространстве города. Весь город был наш.

Михаил Боровской
диск-жокей, участник проекта «Открытый город»
Что будет дальше

Все проекты, кроме «Ленина 21», финансировались за счет грантов, государственных и частных культурных фондов. А в феврале 2021 года Дмитрий провел анкетирование родителей подростков — все они отметили, что их дети стали более самостоятельными, уверенными в себе, открытыми, у них стало больше друзей.

«Среди развившихся отрицательных качеств назывались: «больше времени думает о "Ленина 21"», «спорит с учителями», «стал дерзить», «умничать стал», «не помогает дома». Все опрошенные родители знали, чем занимаются их дети в художественной галерее и в центре на ул. Ленина 21, даже те, кто сам не был в этих общественных пространствах. Сами подростки отмечали, что после проекта им стало труднее ходить в школу. В ходе своего участия в проекте «Другой Данилов» учащиеся все чаще говорили о том, что необходимо менять систему образования, создавать свою альтернативную школу или хотя бы лагерь», — пишет Дмитрий в своей статье для издания «Городские исследования и практики».

После участия в проектах «Другой Данилов» и «Открытый город» многие ребята создавали свои инициативы. А один из участников (выпускник школы) был даже трудоустроен в местной художественной галерее и в центре «Ленина 21».

«Эти ребята смогли повзаимодействовать с большим количеством людей, в большем количестве вещей себя попробовать. Мы вели соцсети, встречали гостей экскурсий, организовывали вечеринки. Сегодня у них появляются и личные проекты — они начинают делать то, что им нравится, а не то, что им предлагает территория и взрослые», — рассказывает Дмитрий. Сейчас Михаил занимается винилом — собирает пластинки и организовывает в своем гараже и даниловской художественной галерее тематические винил-сеты.

«Я такой человек, который всегда за все хватается, и если есть возможность что-то интересное сделать — я за любой кипиш, даже за голодовку! Заинтересовался пластинками в декабре 19 — услышал пластинку "Бригады С" с "Наутилусом Помпилиусом", песню "Я хочу быть с тобой". Я сразу понял, что хочу найти ее и узнать о виниле больше. К июлю 2020 на Ленина, 21, нашелся старый советский проигрыватель "Аккорд" и небольшая коллекция пластинок. А летом 2021 проигрыватель появился и у меня», — вспоминает Михаил.

Участники винил-сетов Михаила слушают музыку и обсуждают, что они почувствовали, что думают о направлении музыки, делятся мнением. Людей приходит немного, но каждый может быть услышан и может высказаться.

«Это совершенно другой способ передачи звука. Звук более глубокий и совершенно другой — это часто замечают люди, которые слушают винил», — считает Михаил.

Сейчас он задумывает много различных коллабораций — хочет нарисовать комикс со своей подругой, снять фильм, обустроить гараж. Он уже провел туда проводку и поставил две старые кровати, чтобы в гараже можно было жить.
Ребята уже знают, что, когда занимаешься проектом в малом городе, — ты на виду. В Москве можно открыть все что угодно, но если ты озадачился этим в маленьком городе, где человеческих и финансовых ресурсов мало — это почти подвиг. Неинтересно делать культурные проекты в Москве — тут и так всего достаточно. Поэтому и я живу в Москве, но каждые выходные стараюсь приезжать в Данилов: так происходит перезагрузка. И ребятам говорю, что"вы уезжайте, но имейте возможность приехать".

Для того, чтобы получить новые знания, лишиться привычного, сильнее дорожить родным. Если люди не будут уезжать с территории, у них не будет ни знакомств с совершенно разными людьми, ни важного эстетического опыта. Но при этом не нужно сжигать мосты — лучше накопить знания, а потом вернуться и пригодиться своей родной территории

Дмитрий Андреев
Юрист, краевед, куратор социокультурных проектов
По всем вопросам вы можете обратиться:
press@urbanrenovation.ru