Как альтруист из городка на Урале создал популярное медиа, НКО и проводил фестивали сладостей
Друзья из небольшого уральского города уже несколько лет своими силами создают в нем новую культурную среду. C 2010 года Иван Свистунов и его коллеги по проекту проводят в Добрянке фестивали, образовательные проекты и акции, создали свое медиа, открыли НКО и запускают эндаумент фонд — чтобы помогать развивать город и дальше. Мы поговорили с Иваном о том, как он зарабатывал деньги на первые проекты продажей мыльных пузырей, создавал первые проекты, и зачем помогать городу, в котором ты сам уже не живешь.
  • 30 лет
    средний возраст участников
  • 9 лет
    существует НКО и бренд «Город доброты»
  • 26
    реализованных проектов
Вирусные видео для ВК и городской бренд Добрянки

В 2010 году компания из четырех 18-летних студентов решила создать больше активностей в родном городе Добрянка, куда они все регулярно приезжали из Перми, где тогда учились. Первым начал проводить мероприятия Сергей Уржумов, потом к нему присоединились Иван, Артем Первушин и Мария Исаева.
«Пожив в Перми и Екатеринбурге, я понял, что человек очень ценен на маленьких территориях. Мне показалось, что я могу быть очень полезным именно в Добрянке, ведь, делая проекты в той же Перми, вряд ли я смогу оставить свой след в истории города», — рассказывает Иван.
Тогда все участники проекта учились на никак не связанных с культурой или организацией мероприятий специальностях, Иван учился в техникуме по специальности прикладная математика и информатика и до последнего времени параллельно с развитием проекта работал преподавателем.
Проект начался с проведения флешмобов, праздников и акций. Одними из первых были День мыльных пузырей и Запуск Воздушных фонариков, потом начали проводить образовательные мероприятия для детей — по программированию, сбору квадрокоптеров и даже созданию с нуля 3D модели металлургического завода в Добрянке, который был разрушен семьдесят лет назад.
«Все это мы сначала делали на свои деньги, без какого-то дополнительного финансирования. На деньги от проданных пузырей мы покупали воздушные фонарики для следующего мероприятия и так как то окупились», — говорит Иван.
Свои мероприятия молодые люди снимали на видео и фото и выкладывали в группу ВК «Добрянка Сити‎». Так появилось первое медиа о городе, на которое сейчас подписано 12 тысяч человек при населении в 28 тысяч человек. В 2012 году появился бренд «‎Добрянка – столица доброты», к которому «Добрянка Сити» присоединилась уже как информационный партнер.
«Одно из наших видео было про краеведческий музей, там мы наткнулись на информацию, что раньше в городе делали вафли. Про это все уже давно забыли, а мы решили, почему бы не провести фестиваль сладостей и не напомнить жителям о том, как тут делали вафли. Мы еще до этого думали, что было бы классно сделать фестиваль еды в целом, а тут подвернулась более интересная тема», — рассказывает Иван.
Финансирование проектов

Фестиваль сладостей стал первым большим мероприятием проекта. Для него Иван создал НКО «Агентство городских инициатив» и получили свой первый грант в размер 180 тысяч рублей в рамках конкурса «Культурная мозаика‎»‎ от фонда Тимченко. Как говорит Иван, эта самая первая заявка была простая в заполнении и оценивалась только идея. Дальше пришлось учиться подавать более сложные гранты и работать с документами.
«Сейчас вся работа по заполнению заявок лежит на мне. За первые два года работы у меня было 20 тысяч штрафов за неправильно поданную отчетность и налоги, потому что я ничего в этом не понимал и не знал, как вобще работает НКО. Сейчас я и сам научился и у нас появился бухгалтер, который помогает все оформить», — говорит Иван.
«Агентство городских инициатив» подает примерно одну-две заявки в год и реализуем один-два больших проекта. Все остальное — это маленькие мероприятия, которые делаются без грантов, либо на которые удается достать помещение бесплатно и попросить материалы или другие нужные ресурсы у производителей или бизнеса.
У всех участников проекта есть основная работа, проекты для города они делают в свободное время. Всего в команде 10-15 человек, но не все заняты в организации каждого мероприятия и подключаются по возможности и необходимости. Все они получают гонорары с грантов.

К команде иногда присоединяются и совсем молодые люди, например на первом Фестивале сладостей попросили присоединиться к организаторам и помочь девочки, которым тогда было 14 лет. Они и на следующие годы оставались в команде.

За время работа проекта бюджеты выросли с нулевого до сумм, больше миллиона рублей.
«За 2022 год общий бюджет доходов составил порядка 1,3 млн рублей, а расходов чуть больше миллиона. В этом году я ожидаю, что совокупные доходы будут уже больше 3 миллионов рублей», — рассказывает организатор.
Мотивация участия в региональных проектах
«Бренд «Столица доброты» — это мечта, цель, то, к чему мы хотим стремиться. Недавно я видел, как маленький мальчик выкинул фантик на улицу и ему мама сказала: «Ты что, мы же самый добрый город в мире, тут нельзя мусорить». Вот такое позиционирование мне очень близко, делать что-то маленькое для своего города и делать его лучше», — говорит Иван.
Иван и остальные участники проекта продолжают работать со своей родной школой номер 5, где учились сами.
«Мы формируем сообщество выпускников, находим их контакты, приглашаем проводить мастер-классы для учеников, снимаем видео, проводим прямые эфиры для тех, кто живет далеко. Если наладить эту взаимосвязь между учениками и выпускниками, возможно, получится произвести на свет очередного человека, который будет делать движуху в городе, когда мы уже не сможем этим заниматься».
Сейчас все члены команды живут не в Добрянке и проводить мероприятия все сложнее. Но чтобы продолжать помогать городу, организаторы придумали новый проект — эндаумент фонд для города.
«В этом году Добрянке 400 лет, в честь этого я создаю Фонд целевого капитала (эндаумент) для города. Фонд будет собирать пожертвования на специальном сайте, неважно какие суммы, любой житель сможет зачислить деньги, которые потом будут использоваться на развитие города. Ведь не секрет, что часто все упирается в финансирование, и даже крутые энтузиасты выгорают, не получая профит от своих идей. А это будет копилка, из которой можно брать деньги на что-то классное»
Все пожертвовавшие будут указаны на сайте, а для тех, кто внесет особенно крупные суммы, организаторы разрабатывают систему специальных поощрений.
«Вдруг в какой-то момент наша команда не сможет участвовать в жизни Добрянки, но с фондом я могу жить спокойно, зная, что в родном городе всё будет круто и классно».
Медиапроект «Городские интонации» в этом сезоне реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
По всем вопросам вы можете обратиться:
press@urbanrenovation.ru