«Спасаем старые двери и окна с помоек, чтобы дать им вторую жизнь»: история о социальном бизнесе по сохранению культурного наследия в Санкт-Петербурге
Санкт-Петербург — город исторического и культурного наследия России. Туристы приезжают сюда, чтобы увидеть архитектурные объекты и прогуляться в поисках уникальных достопримечательностей. О том, как важно сохранять исторический облик города, говорят много. Но инициатив, которые по-настоящему помогают улицам и домам не терять самость, можно пересчитать по пальцам. В их числе проект, которому посвящена эта статья — «Двери с помоек».

Валентина Манн
Соосновательница проекта «Двери с помоек»
Соосновательница проекта, Валя Манн, рассказала, как со своими единомышленниками, приехавшими с разных уголков России и осевшими в Петербурге, начала спасать старые и выкинутые двери и окна с помоек и реставрировать их. Неравнодушие к культурному наследию и искреннее желание изменений — вот секрет того, как волонтёрская инициатива превратилась в уверенный социальный бизнес с глобальной ценностью.
Собирательство без цели

В 2019 году Валя посетила «Том Сойер Фест» — фестиваль по восстановлению исторической среды города. Там она познакомилась со своими будущими коллегами — Андреем Трошковым и Александром Артемьевым. Вместе они занимались восстановлением дома в Петербурге, а также делились друг с другом мыслями по поводу разрушения культурного наследия города. Эти рассуждения привели к общей инициативе: ребята захотели изменить происходящее и помочь городу не потерять свой первоначальный облик.
Команда проекта «Двери с помоек» (слева направо) — Александр Артемьев, Валя Манн и Андрей Трошков
«На фестивале я стала обращать внимание на постройки, требующие восстановления, гулять по парадным и просто смотреть вокруг, рефлексировать на тему сохранения исторического облика города. Почему он полузаброшенный, полупокинутый, но очень красивый всё равно при этом?», — отмечает Валя.
На том же фестивале Валя, Андрей и Александр обратили внимание на множество выкинутых дверей и начали их собирать. Сначала никакой конкретной цели и понимания, что с этим делать, не было. Ребятам хотелось просто помочь городу сохранить внешний вид. Такое собирательство длилось около месяца. Неизвестно, сколько бы ещё они продолжали в том же духе, если бы не сложившиеся обстоятельства. Однажды знакомый предложил им восстановить найденные в городе двери. Отсюда началась история проекта.
От волонтёрства к социальному бизнесу

Тогда же, в 2019, команда перешла от бесцельного сбора дверей и окон к их реставрации. В начале ребята задумались, а получится ли совмещать эту деятельность с основной работой. Поняли, что не могут уделять пару часов в день на реставрацию, потому что это процесс, требующий времени. Поэтому проект почти сразу стал для них основным видом занятости. С поиском клиентов проблем нет, запросы приходят благодаря социальным сетям и рекомендациям.

Как отмечает Валя, в процессе работы важно понять, что хочет клиент — исходя из задачи мастер определяет план дальнейших действий. Например, если нужно восстановить имеющуюся дверь, проводится её чистка, шлифовка, столярка, покраска, подбирается нужная фурнитура, добавляются недостающие детали. Если запрос клиента — восстановить дверь, которая была утеряна, реставратор подбирает дверь по размерам, стилю дома и году постройки со склада. За пять лет ребята насобирали больше полутора тысяч дверей и окон. Заказчику есть, из чего выбрать. Итог любой работы — установка двери в проём.
«Наша цель в том, чтобы эти двери не просто лежали на складе, а дальше жили, функционировали в качестве дверей, а не в качестве, например, стола или декоративной панели. Каждый объект для нас — это новая задачка, которая требует индивидуального подхода. Придерживаемся общего шаблона, но в деталях работы есть отличия», — отмечает Валя.

Двери и окна, отреставрированные в рамках проекта

Иногда команда находит двери из материалов, которые не типичны для определённых исторических периодов. Поэтому в процессе работы реставраторы постоянно исследуют и изучают, как строили дома раньше. Валя поделилась одним из таких запоминающихся случаев. Однажды на реставрацию попала дверь с филёнками из фанеры. Сначала показалось, что материал не типичен для дореволюционного периода. Но в процессе изучения строительных журналов того времени стало понятно, что его использовали при изготовлении дверей начала XX века. Изучив нужную информацию, Валя с командой реставраторов вернули двери прежний облик.
От каждого по способностям, каждому по потребностям

Работа в команде изначально строилась исходя из возможностей каждого. Все принимали участие в развитии проекта на основе взаимопомощи. Валя и Андрей уделяли больше времени развитию проекта, стратегии, ведению социальных сетей. Однако сейчас Валя и её команда научились делегировать обязанности: социальными сетями помогают заниматься дизайнер и автор текстов.

В 2020 году в жизнь процветающего бизнес-проекта ворвалась пандемия. Было непросто: мастерскую закрывали, сотрудники работали дистанционно, из пригорода, без возможности приехать в Петербург. Но ребята выстояли благодаря выдержке, желанию вкладываться в проект и пониманию ценности своей работы.
«Набирайтесь сил, ищите поддержку у единомышленников, вместе — всегда легче, чем в одиночку. Я бы посоветовала не ждать финансового выхлопа из реставрационного дела, потому что социальный бизнес — это в первую очередь социальный, а потом бизнес», — совет от Вали для тех, кто хочет заняться восстановлением исторической среди в своём городе.
Сейчас над проектом работают шестеро человек. Есть собственная мастерская с оборудованием, где происходят чудеса реставрации, а также склад, куда молодые реставраторы привозят найденные двери и окна.

Реставраторы из проекта «Двери с помоек» работают в мастерской

Гораздо больше, чем просто реставрация

В процессе работы стало очевидно, что проект шире, чем просто восстановление дверей.
«Разрушение культурного наследия — проблема глобальная. Она есть не только в Петербурге, с ней сталкиваются по всей стране. Поэтому мы хотим быть не просто кучкой активистов, которые трясутся за своё старьё. Нам хочется объединять разные проекты, связанные с наследием, поддерживать друг друга профессионально и морально, создавать коалиции, чтобы стать более видимыми для государства. Хочется заявить о себе: нас много, мы представляем довольно большую общность людей, которые любят свои малые родины, и хотят, чтобы история сохранялась», — говорит Валя.
Так проходят лекции в школе ЖКХ «ПТУ»
Команда проекта считает, что рассказывать о проблеме — также важно, как и предпринимать действия для её решения. Поэтому сейчас Валя и её коллеги активно ведут соцсети, проводят лекции, участвуют в мероприятиях, где делятся своим опытом, организовывают экскурсии в свою мастерскую. Ребята стараются взаимодействовать и с органами власти, периодически обращаются к администрации, чтобы обратить внимание на проблемы.

С 2023 году реставраторы занимаются просветительской деятельностью. Зачастую жители домов не знают своих прав и жилищное законодательство, поэтому ребята создали школу для образования в сфере ЖКХ — «ПТУ». Проект помогает людям осознать ответственность и уважение к месту, в котором они живут. Так, люди учатся присматривать за своими домами и делают свой окружающий мир лучше.

Первые два потока занятий прошли в формате офлайн-лекций. Дальнейшие встречи команда планирует организовать в интерактивном формате, например, в виде дебатов и дискуссий, чтобы информация усваивалась более эффективно.
Курс на возрождение профессии реставратора

По словам Вали, в России критически мало реставраторов. Даже в Петербурге, где около 20 тысяч исторических зданий и 7 тысяч объектов культурного наследия, реставраторов по столярному делу можно пересчитать по пальцам руки. Это катастрофическая цифра при таком соотношении памятников культуры. Поэтому ещё один амбициозный план на будущее — создать центры по обучению реставрации, а потом заниматься набором реставрационных групп по всей России, тем самым распространяя ремесло и увеличивая количество реставраторов по стране.
«Хочется возродить ремесленничество, умение работать с естественными материалами: деревом, камнем, кирпичом. Хотелось бы повлиять на систему образования, чтобы появились специализированные учебные заведения. Если в стране появится больше мастеров своего дела, культурное наследие будет сохраняться», — поделилась Валя.
Автор
Дарья Минеева
Медиапроект «Городские интонации» в этом сезоне реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
По всем вопросам вы можете обратиться:
press@urbanrenovation.ru