Fortoff: Как инвесторам и муниципальным властям помогают развивать города сообща
В работе над крупными проектами государство часто обращается за помощью к бизнесу. Один из инструментов государственно-частного партнерства называется концессией — он предполагает, что стороны на взаимовыгодных условиях договариваются о временной эксплуатации государственного имущества. Например, в управлению бизнесу может перейти социально значимый объект или целый парк.

В Воронеже идею концессии популяризирует центр управления проектами Fortoff. С 2021 года он помогает предпринимателям и муниципалитетам выйти на диалог на равных и генерирует идеи, благодаря которым новое лицо обретают территории по всей стране. Рассказываем его историю.
Fortoff появился чуть больше трех лет назад: его создательница Надежда Санина большую часть своей карьеры занималась проектным управлением и до открытия своего дела работала в проектном офисе администрации Воронежа. Как это обычно бывает в государственных структурах, ей не хватало гибкости в работе с инвесторами и логичной показалась инициатива расширить полномочия офиса на развитие муниципально-частного партнерства.
«Я видела в этом перспективы. Мне было непонятно, почему огромное количество объектов, зданий и общественных пространств не отдаются в концессию, ведь это мощнейший инструмент быстрого и качественного развития города. Еще будучи руководителем проектного офиса, я прошла обучение, сертифицировалась и с помощью руководителей структурных подразделений составила реестр в том числе городских пространств — скверов, парков,набережных. Мы начали прорабатывать их инвестиционную привлекательность», — вспоминает она.
Бизнес работает в условиях быстрых, даже стремительных решений, но ускорить «государственную машину» до нужных темпов почти нереально. Тогда Надежда решила попробовать воздействовать на нее снаружи через инициативы от потенциальных инвесторов — и создала центр управления проектами Fortoff, уже примерно понимая, у какого пула предпринимателей вызовут отклик ее идеи.

Вдохновившись миссией менять город, в команду к Надежде пришли проверенные временем профессионалы с предыдущих мест ее работы, сертифицированные руководители проектов, эксперты в проектном управлении, юристы, маркетологи, финансисты, экономисты, инженеры и пиарщики, которые способны были закрыть весь объем задач при планировании и реализации проектов в концессии.
Как инвесторам помогают подружиться с муниципалитетами

По словам Надежды, у каждого муниципалитета есть обязательство ежегодно обновлять реестр объектов, которые целесообразно было бы отдать в концессию. Зачастую такой реестр получается совсем небольшим, ведь чиновники в большинстве своем не спешат использовать незнакомый инструмент. В списке преимущественно оказываются объекты ЖКХ, и лишь иногда туда попадают старые частные садики или полуразрушенные детские лагеря — куда более интересные с точки зрения коммерции.
«Многие чиновники в теории знают, что такое концессия, но практики по объективным причинам почти нет. Поэтому мы сами выходим на муниципалитеты разных регионов с предложением провести консультацию, обучение, убеждаем привлекать инвесторов и концессиями тоже — объясняет Надежда. — При этом мы заранее изучаем территории, разбираемся, кому принадлежит потенциально интересная земля, какие планы на нее у города — и если никаких, сами предлагаем актуальные варианты развития с учетом видовых точек и окружающей застройки. Для убедительности всю информацию мы стараемся подавать с демонстрацией схожей успешной практики».
Обычно договоры концессии заключаются на длительный срок (5 — 45 лет), и по его истечении объект переходит в муниципальную собственность. Выгода государства состоит в том, что все эти годы предприниматель-концессионер сам берет финансовую ответственность за содержание и развитие территории и обязуется передать объект в руки муниципалитета в работоспособном состоянии. Таким образом города получают активированные пространства, которые к тому же генерируют прибыль в бюджет — несравнимо большую, чем если бы они управлялись муниципалитетами.

Чтобы заинтересовать предпринимателей, Fortoff формирует свою «биржу» объектов для государственно-частного партнерства по всей стране. Аккумулируются не только предложения по объектам, но и укрупненные расчеты применимых бизнес-моделей. База существует в виде карты с отметками и небольшими инвестиционными паспортами, что потенциально снимает первые возражения предпринимателей в регионах. Иногда они приходят с инициативой взять объект в концессию сами, и тогда команда проекта ищет наиболее интересную площадку и выступает посредником между инвестором и муниципалитетом, защищая интересы всех сторон.

Параллельно Fortoff ведет просветительскую деятельность и постоянно выезжает на разные мероприятия, где уместно рассказать о потенциале концессии. Причем сфера может быть любой — хоть туризм, хоть развитие спорта, — поскольку инструмент применим в очень многих областях.
Новая жизнь парка «Дельфин»

Самым наглядным примером концессии в родном для компании Воронеже стало преображение парка «Дельфин» на берегу водохранилища. В советские годы эту территорию горожане очень любили за небольшой сосновый лес, красивый вид на воду и живописные закаты, но после распада СССР она, как и многие общественные пространства, пришла в запустение. Годами там почти не было инфраструктуры, а редкими посетителями были живущие рядом пенсионеры и молодые родители.

Когда в Fortoff пришел инвестор с запросом на сквер со спортивными площадками, команда сразу же предложила ему обратить внимание на этот парк. Вместе они ездили на обзорную прогулку — и случился мэтч. Реализация проекта выпала на период пандемии и связанные с ней скачки цен на материалы, но хотя за два года работы над проектом сумма инвестиций выросла с утвержденных 140 000 000 рублей до более чем 200 000 000, инвестор объект не бросил.
В результате парк приобрел «умное зонирование» для всех типов пользователей и стал одним из самых популярных городских пространств, который из-за близости к природе и тематической инфраструктуры многим стал напоминать приморский курорт. Там обустроили набережную, беседки, смотровые площадки на старом маяке, спортивные зоны для активного отдыха, амфитеатр, фудкорт с корнерами кухонь мира и открыли десятки сервисов, включая аттракционы и аренду катамаранов для водных прогулок. Постоянную жизнь на территории поддерживает «смотритель маяка» — event-менеджер, который постоянно инициирует городские события.
«В свое время мы составили план управления стейкхолдерами, то есть оценили интересы всех заинтересованных сторон. Оказалось, жители близлежащих домов не очень хотели, чтобы эта территория развивалась, потому что воспринимали ее как свою дворовую — несмотря на то, что это городское общественное пространство. Чтобы перетянуть их на “сторону добра”, мы проработали специальные мероприятия, — вспоминает Надежда.

— Сам концессионер разместил в парке объявление со своим личным номером телефона, и каждый житель мог ему позвонить с вопросом или предложением. Еще он лично несколько раз проводил собрание с жильцами, презентовал им концепцию и шел навстречу правкам, ведь когда люди вовлечены в процесс, то их лояльность к проекту растет. Затем мы начали организовывать субботники и однажды предложили жителям высадить на территории закупленные деревья под кураторством ландшафтного дизайнера. Каждый участник вешал на дерево табличку с фамилией своей семьи, поэтому фактически теперь у многих жителей близлежащих кварталов появились “свои” деревья, и ,конечно, отношение к парку очень трепетное».
Как развитие парков влияет на экономику региона

Когда парк «Дельфин» создавался, планировалось, что его будет посещать около 5 000 человек в день — сейчас же количество гостей нередко превышает 15 000. И так как на 5 гектарах им становится тесно, Fortoff вместе с предпринимателем подготовил дополнительный пакет частной концессионной инициативы. Он предполагает дальнейшую активацию берега, которая станет логичным продолжением парка и поможет распределить потоки людей.
«Подумайте: всего один предприниматель решил задачу государства по активации стагнирующей территории. Эта уникальная история говорит об огромном потенциале концессий общественных пространств.

Хотя формально у нас один концессионер, на базе парка по сути вырос целый бизнес-инкубатор, ведь фактически там в единой команде работают более 30 предпринимателей — кто-то занимается кофейней, кто-то продажей сладкой ваты, кто-то прокатом и так далее. Вместе они растут и развиваются и радеют за “Дельфин” душой. Вероятнее всего, они же тиражируют свой бизнес в продолжении на набережной. При этом город не тратит на развитие и содержание парка ни копейки, еще и получая в казну доходы от налогов и концессионной платы», — делится Надежда.
Планы на развитие

В работе у Fortoff на сегодня несколько новых идей. Например, в Воронеже задумали амбициозное преображение парка «Танаис» площадью 28 гектар и обновление Бринкманского сада, который переродится в коворкинг-парк для арендаторов офисного центра и самозанятых горожан. Совсем новым проектом для команды станет преображение нескольких пешеходных переходов, которые должны стать тематическими местами встреч. Например, расположение одного из них вблизи завода, на котором изобрели ионный электроракетный двигатель, подтолкнуло команду подумать над развитием темы космоса через оформление выставочных и арт-пространств.
Одновременно команда работает над проектами в других городах России — созданием парка под кодовым названием «Зеленый остров» в Омске, эффективным перезапуском городского парка в Уфе и преобразованием заброшенного роддома в Сызрани в гостиницу.
«Fortoff родился из желания созидать в Воронеже, но мы поставили себе цель реализовать по одной концессии общественного пространства в каждом городе России, ведь именно общественные пространства формируют лицо города. Когда мы начинаем любить свои улицы и районы, уровень счастья повышается и не может не транслироваться на приезжих.

Концессия применима в разных отраслях и динамика ее роста огромна. В 2023 году по сравнению с предыдущим количество концессионных соглашений в России увеличилось в 2,5 раза — и сумма, на которую они заключены, соответственно, тоже значительно выросла. Поэтому предприниматели начинают разворачиваться лицом к этому эффективному инструменту. Мы уверены, что даже сейчас это еще начало, потому что люди только-только начинают понимать, как все работает. Я надеюсь, что в недалеком будущем нам удастся заложить в сознание россиян мысль о том, что развитие концессий и предпринимательства в целом — это путь радости, возможность создавать в своей стране сильные, здоровые территории, где захочется жить, улыбаться, строить счастливое государство», — заключает Надежда.
Медиапроект «Городские интонации» в этом сезоне реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
По всем вопросам вы можете обратиться:
press@urbanrenovation.ru