Осознанное потребление и креатив:
как предпринимательница из Новосибирска организовала сеть фестивалей «Гаражка»
по всей стране
Не найдя ни одной гаражной распродажи в Новосибирске предпринимательница Александра Терентьева решила провести свою. И так удачно провела, что за три года «Гаражки» стали известным на всю страну брендом фестивалей осознанного потребления с франшизой и большой командой сотрудников. Рассказываем, как ей это удалось.
  • 100 000 человек
    посетили фестивали «Гаражки» за три года
  • 23 года
    средний возраст посетителей «Гаражек»
  • 6 городов
    в которых проводится фестиваль
Александра Тереньтева к 28 годам успела несколько раз сменить профессию и попробовать множество должностей: она была и журналисткой, и бариста и администратором в кафе, и даже руководила собственным магазином одежды. Но по настоящему вдохновляющем делом ее жизни стал фестиваль «Гаражка». Как она сама говорит, получилось это все довольно случайно.
«В 2019 году у меня был свой магазин и после летнего сезона у меня осталось много вещей и которые были уже осенью никому не нужны. И мне хотелось их распродать по более низкой стоимости, но не хотелось делать это у себя в магазине. Я начала искать гаражные распродажи или какие-то такие места, где можно было бы их продать, но ничего не нашла. И решила организовать свой такой проект», — говорит Александра
Первую «Гаражку» Александра вместе с коллегой, с которой тогда работала, организовала в новосибирском лофте «Подземка». Участников в основном нашли через личные контакты: пригласили своих друзей и знакомых, у которых были свои проекты — музыкантов, производителей hand made косметики, локальные бренды. Организовали небольшой фудкорт и площадки для мастер классов. С участников, которые продавали свои товары и услуги, организаторы брали небольшую плату. Для тех, кто хочет обменять или отдать свои вещи, вход и участие всегда бесплатны.
«У меня тогда не было никакого опыта, но тогда это играло мне только на руку. Иногда отсутствие опыта помогает делать то, что сейчас кажется нереальным — ты просто не думаешь слишком много, а делаешь. На таком энтузиазме нам удалось собрать больше 800 человек, для такого города, как Новосибирск, это довольно много».
Собрать людей на первое мероприятие помог таргет в инстаграме и раскрутка аккаунта проекта. Но выручка от проекта была всего 50 тысяч рублей.
«Мы получили очень хороший первый фидбек от участников, тогда это был достаточно новый концепт для всех и всем было интересно поучаствовать. И мы начали делать сразу следующие мероприятия и второе организовали уже через полтора месяца», — говорит Александра.
Вскоре у проекта начала появляться четкая концепция, каких участников они приглашают, что можно продавать, а что нет. Если речь идет о брендах одежды, то только качественные локальные бренды, если украшения и товары для дома, то ручной работы.
«Мне нравится, что у нас есть абсолютно разные узкие темы, но на одном пространстве в невероятной концентрации. Человек может прийти на фестиваль и познакомиться с абсолютно разными проектами и темами: экология, секонд-хэнды, макияж, музыка. Пообщаться с людьми на фестивале, а потом развиваться в этой теме сам и принести эти идеи в какие-то сообщества, новые проекты», — рассказывает Александра.
Важная особенность фестиваля — это то, что на «Гаражках» работает раздельный сбор мусора
«Раздельный сбор появился где-то спустя год после запуска "Гаражки" и именно тогда мы стали полностью фестивалем осознанного потребления. В каждом городе мы находим партнеров из местных НКО, занимающихся сбором и переработкой мусора и договариваемся о сборе мусора на фестивале. На летнем фестивале у нас было собрано 300 кг вторсырья, за день обычно около 50 кг», — говорит Александра.
Фестивали по франшизе

С лета 2022 года «Гаражки» начали запускаться в других городах, сейчас, помимо Новосибирска, они проводятся в Барнауле, Кемерово, Омске, Томске и Иркутске. Первый раз проводить фестиваль они отправились в Томск, так как он недалеко от Новосибирска.
«Спустя три года в Новосибирске мы как будто обрели свою аудиторию и больше некуда было развиваться. К нам в основном ходят молодые творческие ребята, у нас можно шуточно пожениться и заключить дружеский контракт, сделать первую в жизни татуировку. Это такой формат не для всех. И мы решили попробовать поискать новую аудиторию в соседних городах», — вспоминает организатор.
Фестиваль в Томске собрал 3 000 участников и хорошие отзывы, так что команда начала расширяться дальше. Сейчас у «Гаражки» есть два варианта проведения фестиваля — по франшизе, которую можно оформить на сайте, и когда сама команда из Новосибирска приезжает организовывать фестиваль в другой город.

Сейчас в команде 20 человек, от дизайнеров до менеджеров и копирайтеров. Все работают фултайм и получают зарплату. Но в самом начале запуска проект проходил и сложные времена.
«Коллега с которой мы начинали, ушла из проекта. И я понимаю, что такая работа не для всех не для всех — особенно в начале было очень много стресса и огромный объем работ, а денег не было. У меня и сейчас нестабильный доход, но я люблю свое дело, мне всегда было тесно в маленьких проектах, тесно без масштаба, а тут я нашла свое», — рассказывает Александра.
Еще один сложный период в работе проекта был во время пандемии. У Александры возникла идея создать магазин под брендом «Гаражки», чтобы получать прибыль в то время, когда нельзя было проводить большие мероприятия. Но клиентов не было и магазин быстро закрыли, чтобы не тратить деньги только на аренду. Оказалось, что «Гаражка» так популярна именно как фестиваль с событиями, а просто магазин клиентам не так интересен.
«Мы сейчас пришли к тому, что у нас отличная команда и самый технологичный и оформленный процесс из всех, что есть в России, если вбить в гугле "гаражная распродажа", первым будет наш сайт. И мы будем и дальше продолжать работу, чтобы у людей была возможность отлично проводить время и избавляться от ненужных вещей», — говорит Александра.
Медиапроект «Городские интонации» в этом сезоне реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
По всем вопросам вы можете обратиться:
press@urbanrenovation.ru