Как хабаровские арт-партизаны делают выставку на льду Амура
Константин Генов родился в Хабаровске и из военного института направился прямиком в творчество. Сначала занимался графическим дизайном, а потом увлекся работой с картоном. Благодаря своим объемным скульптурам, выполненным в полигональной технике, мастер прославился не только у себя в городе, но и за его пределами. А зимой 2019 года получил анонимное сообщение с аккаунта неизвестной выставки «Наречие». Неожиданно автору предложили принести самодельный арт-объект прямо на замерзшую реку Амур.
«Вот так забавно все и началось», — вспоминает Константин.
Здравое бессмыслие и творческая тусовка

Глобальная цель «Наречия» — привлечь к инициативе все города, где есть замерзшие реки. С первой же выставки участники сами решают, где, когда и даже зачем ее проводить. Ведь манифест проекта гласит: «У выставки нет конкретных организаторов. Ты — сам организатор. Делай что хочешь в рамках Конституции, законов Земли и своего здравого бессмыслия». Кому принадлежит идея, по-прежнему неясно, поэтому выставку называют самоорганизующейся. По традиции старт дает Константин: примерно в начале февраля он устанавливает на льду самую большую и эффектную фигуру, а горожане выставляют свои поделки вокруг. Каждый год автор создает для «Наречия» необычные скульптуры и придумывает легенды, связанные с локальным контекстом.
Вообще, в 1990-е Генов рандомно выбрал профессию военного и в процессе обучения понял, что хочет заниматься совершенно другим. На создание арт-объектов его вдохновил московский проект «Картонный папа». Первыми работами Генова были картонные изделия для детей, вскоре с заказами начали обращаться друзья, а сейчас полигональный декор у него заказывают и рестораны, и торговые центры, и фестивали, и музеи: «Например, год назад ко мне обратился Хабаровский Институт развития образования — нужно было оформить лестничный проем. Бывают заказы и из других городов и регионов. Так, для Восточного экономического форума во Владивостоке я подготовил скульптурную композицию "Семья сивучей" из пластика и зеркального акрила».

На первую выставку Константин сделал трехметрового белого медведя. По задумке, зверь пришел к людям с Севера из-за нехватки еды и местные народы наградили его рыбой — красные узоры на скульптуре стали символом того, что медведь «одальневосточнился». А в 2020 году он создал волшебного пегаса — перламутровый мифический персонаж с золотыми копытами и размахом крыльев в четыре метра является самой узнаваемой работой Генова. Кстати, тогда же к выставке присоединился креативщик Илья Любицкий, который пишет для каждого экспоната цепляющий текст.
«Например, год назад ко мне обратился Хабаровский Институт развития образования — нужно было оформить лестничный проем. Бывают заказы и из других городов и регионов. Так, для Восточного экономического форума во Владивостоке я подготовил скульптурную композицию "Семья сивучей" из пластика и зеркального акрила».
Постепенно у проекта образовался костяк из 15-20 человек, большинство которых — представители «творческой тусовки». Например, среди активистов помимо Константина и Ильи есть хабаровский урбанист и фотограф Александр Колбин. Ежегодно участники списываются в соцсетях, выбирают тематику выставки и назначают примерный день открытия экспозиции. Старт отмечают импровизированным праздником с танцами и песнями. С каждым годом количество участников растет: зачастую люди сначала приходят на Амур как зрители, а в следующем сезоне уже приносят свои экспонаты.

Все необходимые материалы для работ Генов закупает на личные средства. Иногда другие участники выставки предлагают скинуться, но автору такой подход не очень нравится — за свою инициативу он хочет отвечать самостоятельно. В среднем на изготовление скульптуры для «Наречия» у Константина уходит две-три недели. Сначала он продумывает идею, рисует эскиз и делает по нему 3D-модель. Потом подготавливает ее к нарезке — в специальной программе составляет раскладку по листам. В конце склеивает развертку, делает каркас из брусков и фанеры, чтобы можно было закрепить скульптуру на льду. Раскрашивает ее сам или приглашает художников — в зависимости от сложности.
Потенциал города и отклик жителей

Для третьей выставки Константин со скульптором Денисом Абдулиным подготовил «звездатого кита», как бы выныривающего из замерзшего Амура. Для нанесения сложного космического рисунка авторы пригласили местного граффитчика Артема Андрианова. В 2022 году из-за наводнения и тонкого льда на реке участникам выставки пришлось переместиться в городской парк «Северный». На небольшом озере крупные фигуры смотрелись бы не очень эффектно, поэтому Константин решил сделать изящных фламинго. Точнее, фламингаторов: Беляш был одет в белую шубку, а Тигран — в тигриную. По легенде птицы решили прилететь и посмотреть на настоящую суровую зиму, а чтобы не замерзнуть, надели шубки местных обитателей.
«Как долго простоят работы — зависит и от нас, и от погоды, и от властей. Вся эта история немного незаконная: власти запрещают выходить на лед, потому что он может сломаться. Но мы каждый год сверлим лунки и смотрим толщину — она около метра! Как непослушные дети или арт-партизаны, мы хотим показать городу красоту, хоть и понимаем, что это не совсем правильно.

Убираем фигуры примерно через месяц после открытия: либо они уже слишком растрепаны ветром, либо Масленица приближается, либо начинает теплеть и лед становится действительно тонким. В день закрытия у нас происходит традиционная утилизация: собираемся вместе, относим все подальше от льда и сжигаем. Экспонаты сделаны из разлагающегося картона, и изначально предполагалось, что во время ледохода поделки будет поглощать река. Но так красиво сделать не получается, потому что люди постоянно приходят на лед посмотреть экспонаты, и в какой-то момент это становится опасно. Поэтому мы убираем выставку гораздо раньше, чем трогается лед», — объясняет Константин.
В прошлом году проект отметил пятилетие. В честь первого юбилея Константин вместе супругой придумали РыбоКотиков — необычных зверей с кошачьими головами и рыбьими хвостами. А еще участники выставки сделали открытки с фигурами всех лет и записали видеоролик с историей РыбоКотиков. Слава о хабаровских зверьках дошла до Иннополиса в Татарстане: у Константина запросили чертежи и схемы, чтобы установить такие же фигуры в городе. В итоге реализовать задумку не получилось, но для хабаровских арт-партизан внимание других регионов уже само по себе ценно.
«Я каждый год вижу отклик в глазах горожан. В мороз все сидят по домам и тушуются, а мы показываем, что и зима может быть веселой. Пока не придумал, что буду делать в 2024 году. Обычно идеи приходят спонтанно. Жена думала сделать дракона с девочкой, но я не хочу привязываться к восточному календарю.

Мне в кайф этим заниматься. Кажется, в Дальнем Востоке я вообще единственный, кто делает такие скульптуры. Знаю других авторов из Москвы и Санкт-Петербурга, а вот из местных — никого. Кстати, недавно мне написала девушка из столицы: нужно было установить объемных птиц в «Москва-Сити». Она сказала, что нужна помощь, а других мастеров, которые работают с большими фигурами, нет. Жаль, у меня был срочный заказ и пришлось отказаться», — вспоминает Константин.
В феврале 2024 года «Наречие» планирует открыться уже в шестой раз. По словам Генова, выставка показывает жителям Хабаровска, что не обязательно уезжать в столицу, ведь у города есть потенциал и даже суровой зимой в нем можно найти место и возможность для творчества. Кроме этого, проект помогает горожанам увидеть красоту в простых вещах и доказывает, что при желании и из обычного картона можно сделать выставку.
Медиапроект «Городские интонации» в этом сезоне реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
По всем вопросам вы можете обратиться:
press@urbanrenovation.ru