Поиск диалогов
Корневые события «Горизонта» сейчас — это встречи сообществ, выставки, лекции мастер-классы, кинопоказы и дискуссии. Фиксированной программы нет, так как вводные постоянно меняются:
«Нам приходится подстраиваться и под свое сообщество, и под коммуникацию города. Наша десятка находится почти в постоянном выгорании, а есть еще суженная группа из пяти человек, которые одновременно и бариста, и ивент-менеджеры, и SMM-специалисты, и комьюнити-менеджеры. Чтобы нивелировать этот процесс, нужно их освобождать и давать другим площадку для самовыражения. Лето, например, мы провели с целью создания "Городской гостиной": привлекали мастеров, чтобы те проводили классы и продавали изделия. Осенью вектор поменялся в сторону образования, потому что нам не хватает такого контента и мы сами начинаем задыхаться».
Затухание активности сообщества воспринимается спокойно. Например, лаборатория текста «Стол» зародилась на энтузиазме, а затем началась «распространенная болезнь сообществ» — добровольность стала переходить в дисциплину. На лабораторию в поисках места для выступления приходили поэты старшего поколения, а с ними ходили артисты ТЮЗа — и последние негодовали, почему люди собираются на встречи позже и всего раз в неделю. Маленькие конфликты давали сильные трещины, и сообщество распалось, несмотря на попытку медиации со стороны Центра.
У некоторых проектов «Горизонта» есть начало и конец — как у «Города-сада». Он был преемником фестиваля «ЭкоАрт» от объединения «Зеленая эволюция», продлился три месяца и держался на трех столпах: экологии, урбанистики и современном искусстве. Дарья сравнивает их с электродами, запускающими ядро городского пространства.
Хотя в нулевые в Чайковском была уникальная официальная граффити-школа, направление «современное искусство» оказалось самым проблемным. Наследие школы ушло в забытье, и из всех ее деятелей проактивным остался лишь Максим Яштубаев. Он был связующим звеном между пионерами стрит-арта и начинающими художниками: сначала учился, а потом и преподавал в той самой школе. Вблизи железнодорожных путей до сих пор сохранились фрагменты с «экзаменов» с «оценками» за работу, плюс ученики имели возможность создавать арт-объекты в городе в рамках муниципальных событий.
В августе на фестивале Максим планировал изобразить «Город-сад» на стенах гаражного кооператива, включая в граффити образы произрастающих рядом растений и темного соснового бора в микрорайоне Завокзальный, который жители с боем отстояли у администрации. Согласование работ шло с градостроительным советом, и встреча была крайне болезненной: прежние работы ребят совет счел собственным достижением и присвоил труд себе, а новые назвал вандализмом. В результате общения Максим выгорел и теперь неизвестно, вернется ли в городские проекты или продолжит существовать исключительно в андерграунде.
Тем не менее, Дарья считает важным уже сам диалог и напоминание о школе. У молодого поколения есть активный запрос на создание стрит-арта, что доказывает интерес к выставке граффити «УЛИЦА 59» в «Горизонте» и граффити-активности на Дне Молодежи. Ей бы хотелось, чтобы Максим возродил традиции школы на базе общественно-культурного центра, но одним из принципов работы является отсутствие какого-либо давления и действие, исходящее из желания: «Потому что если желания нет, то и нет смысла делать проекты».
В настоящее время «Горизонт» стремится развивать креативную экономику в рамках городской идентичности и стать третьим местом — неким безопасным пространством для проведения альтернативного досуга, знакомств и капитализации людей и их творчества. Из этого исходит большая задача развить позиционирования Центра, чтобы каждый знал, что он существует, и выходил на контакт.