Как Мончегорск привлекает туристов и бизнес с помощью событий
Дарья Яркова
Ответственный горожанин, эколог, руководитель направления «Туризм»
в Агентстве развития Мончегорска
Дарья Яркова по специальности эколог, она с детства любит природу, поездки и мечтает отправиться в кругосветное путешествие. В 2020-м Дарья заняла должность руководителя направления «Туризм» в Агентстве развития Мончегорска (АРМ).

Всего за три года при ее активном участии появились новые проекты, привлекающие на территорию гостей со всей страны, — школа туроператора «Имандра», маркированные туристические маршруты RuTrail, а также сайт «Визит.Имандра», запущены новые туристические продукты, масштабировался тематический Imandra Viking Fest. Но главное — разные фестивали, которые проходят в городе, объединились под одним брендом Imandra Fest. Благодаря этому маленький Мончегорск, ранее не имевший статуса туристического, постепенно превращается в центр притяжения, открываясь для жителей и путешественников с неожиданной стороны.
Зачем объединять фестивали, если и так хорошо?


Флагманским событием Мончегорска, собирающим более 12 000 гостей из Мурманской области и других регионов России, был Imandra Viking Fest. Это масштабный фестиваль, подготовка к которому длится много месяцев, но благодаря качественной организации, именно он стал визитной карточкой города.

В то же время в Мончегорске регулярно проходило множество других мероприятий, например, соревнования по сноукайтингу, забеги и различные фестивали.

«В Мончегорске исторически сильное спортивное сообщество, много организаторов локальных мероприятий, — говорит Дарья. — Мы приняли решение, что нужно использовать то хорошее, что есть, помогать местным предпринимателям масштабироваться, сопровождать события информационно, оказывать помощь организационно, наполнять мероприятия интересными и разнообразными активностями. При этом использовать единое позиционирование. Так и появился проект Imandra Fest».

Идею объединить все фестивали под одним брендом Imandra Fest подсказал опыт других территорий. Вывод такой: даже при отсутствии развитой туристической инфраструктуры именно события становятся отличным инструментом для привлечения внимания к территории.

Кроме того, организация событийных мероприятий требует меньших временных и финансовых затрат по сравнению с созданием туристической инфраструктуры: они могут идти параллельно с работой над более крупными задачами.

Так сформировалось предложение проводить Imandra Fest ежемесячно, включив в него множество зрелищных событий, способных привлечь туристов из разных уголков страны. Даже не такие масштабные мероприятия, как Imandra Viking Fest, могут быть поводом для потенциальных гостей следить за анонсами и приезжать в город круглый год. Благо уникальная природа Кольского полуострова создала все условия для активного отдыха в любой период.

«Сначала такое предложение встретило некоторое непонимание со стороны местных организаторов. Но мы объяснили, что АРМ предлагает помощь и поддержку, которая усилит их, добавив активности, ярмарки, фуд-корты, благодаря чему местные мероприятия станут более интересными для посетителей», — рассказывает Дарья.

В 2022 году зонтичный бренд фестиваля Imandra Fest объединил события местных, организаторов. Непосредственной организацией событий, как и прежде, занимаются городские компании и активисты, а АРМ оказывает информационную и организационную поддержку, что позволило вывести их на новый уровень.

«Гости отметили, что благодаря объединению всех мероприятий под одним брендом не приходится искать отдельные события, а достаточно только запросить информацию по ключевой фразе Imandra Fest», — отмечает Дарья Яркова и напоминает, что на 2023 год было запланировано 18 ярких событий, в том числе Imandra Viking Fest.

Конечно, для привлечения туристов недостаточно просто объединить фестивали: подходить к подготовке нужно комплексно. Например, проработать концептуальное наполнение и подобрать активности, привлечь спонсоров и партнеров для формирования призового фонда, разработать фирменный стиль и интегрировать его в Imandra Fest.

Благодаря такому подходу Мончегорск в 2022 году привлек 26 тысяч посетителей и 30 локальных партнеров, собрал более 27 млн рублей и вошел в топ-5 туристических направлений Мурманской области.
Как придумать мероприятие и сделать его центром притяжения для горожан и гостей

В АРМ всегда царит творческая атмосфера. Поэтому и рождаются такие проекты, как «Зимандра» — уникальный семейный фестиваль, который проходит на берегу озера и сочетает в себе традиции зимних гуляний с аутентичным колоритом Арктики.

«Сначала у меня была идея создать флагманское зимнее мероприятие, которое станет точкой притяжения как для гостей города, так и для туристов, — вспоминает Дарья Яркова. — Первое рабочее название — Snow Imandra — "Зимняя Имандра", потом оно преобразовалось в "Зимандру". Конечно, он тоже стал частью Imandra Fest, так же, как фестиваль "Гаражане", возникший по инициативе моей коллеги Регины Потехиной. И региональное соревнование по скандинавской ходьбе Imandra Go, городское мероприятие "Любовь — это Imandra" и горнолыжное "На Имандре — катать!". Их организовало event-агентство Imandra Event во главе со Львом Денисовым».
Интерактивы Imandra Viking Fest: встреча прошлого и будущего

В 2023 году семейный фестиваль под открытым небом Imandra Viking Fest отметит свой первый небольшой юбилей — пятилетие. За эти годы его программа стала еще более насыщенной, а сам фестиваль — интерактивным. Например, здесь можно посетить интерактивное шоу и перенестись в эпоху саг и легенд, повествующих о таинственном северном народе.

«Imandra Viking Fest изменился за последние годы в смысле качественного наполнения и действительно превратился в проект федерального масштаба, — говорит Дарья. — Благодаря активному участию в конкурсах, форумах и выставках, фестиваль стал известен в сообществе событийного туризма и вообще туризма в России: о нем узнали люди и туроператоры из других регионов. Даже скажу так: у Imandra Viking Fest появились амбассадоры в других регионах России».

Уже с прошлого года существуют комплексные туры на фестиваль. Гостям есть где остановиться: кроме отелей, расположиться можно в палаточном лагере на территории кемпинга — такой вариант пришелся по душе многим туристов.

Чтобы сделать визит на фестиваль еще более удобным, в 2022-м был запущен чат-бот, который облегчает навигацию по площадке: с его помощью, например, можно легко найти программу.

Заказать билет тоже просто: это можно сделать на сайте, выбрав понравившееся мероприятие в удобное для посетителя время.
Мончегорск: туризму быть!

Одна из целей Imandra Fest — привлечь туристов в Мончегорск за счет ярких событий и увеличить количество партнеров мероприятий, которые проходят под этим брендом. Ведь благодаря этому в городе будет развиваться предпринимательство. «Мы хотим привлечь как можно больше владельцев фуд-кортов, участников ярмарок и других предпринимателей. И, конечно, будем постоянно работать над повышением качества и увеличением количества мероприятий, входящих в зонтичный бренд Imandra Fest, — делится планами Дарья Яркова. — Уже сейчас можно говорить о том, что появилось сообщество мончегорцев, готовых на предпринимательских началах организовать ту или иную часть туристической составляющей в городе. Например, создать пункты проката или открыть глэмпинги, популярность которых растет».

Работа в этом направлении уже принесла впечатляющие результаты.
Imandra Viking Fest — 2023, только цифры:
  • 20 000
    человек посетили фестиваль за два дня
  • 35
    зон работали на площадке фестиваля
  • 40
    организаторов
  • 150
    волонтеров
  • 18
    фотофонов и арт-объектов
  • 5300
    человек посетили фудкорт на территории фестиваля
Гости прибыли из разных мест: Мурманская область — 83%, Санкт-Петербург и Ленинградская область — 10%, Москва и Московская область — 5%, другие города и регионы — 2%.

Партнерами и спонсорами стали такие знаковые проекты, как интернет-издание Kn51, сетевое издание KP.RU Мурманск, Телекомпания ТВ-21, журнал «Вокруг света», еженедельник «Аргументы и факты», компания 2ГИС, туристический сайт Мончегорска Visit.Imandra, фестиваль Imandra Fest.

Но главное — горожане поверили: туризм в их городе возможен, поскольку Мончегорск и Imandra Fest становятся интересны для людей из других регионов, что открывает большие перспективы для их маленького северного города.
Медиапроект «Городские интонации» в этом сезоне реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
По всем вопросам вы можете обратиться:
press@urbanrenovation.ru