Как разносторонний проект «Нужные вещи» повышает культуру потребления в Томске
С трендом на экологичный образ жизни по всей стране открылись сотни проектов, которые помогают россиянам выстроить ответственное отношение к ресурсам планеты. Зачастую они фокусируются на каком-то одном направлении: например, перерабатывают пластик, передают одежду на благотворительность, организуют лекции или занимаются апсайклингом.

Проект «Нужные вещи» из Томска решил не выбирать между способами принести пользу людям и миру и выстроил огромную инфраструктуру в пределах города, которая решает сразу комплекс задач. Мы поговорили с его соосновательницей Елизаветой Грудкиной и рассказываем, как «Нужные вещи» сочетают благотворительность, продажу, переработку, творчество и просвещение.
Ирина Тимохина
Елизавета Грудкина
Экобоксы по всему городу

Идея томского городского проекта «Нужные вещи» возникла в августе 2023 года. До этого соосновательница Ирина Тимохина в течение десяти лет проводила в Томске встречи, где горожане могли обменяться ненужными вещами — и таким образом помочь экологии, сокращая потребление. На одной из этих встреч с Ириной познакомилась Елизавета Грудкина, которая тоже годами вела экологичный образ жизни и проводила свои акции. Она предложила расширить географию встреч, охватив больше районов, и популярность событий стремительно выросла: с каждым разом обмениваться приходило все больше людей.

Тогда Ирина вместе с Елизаветой задумались, как создать в городе необходимую инфраструктуру, чтобы люди не привязывались к датам событий. Исследовав кейсы в других городах, будущие основательницы «Нужных вещей» остановились на формате системы боксов для приема одежды.
На тот момент раздельным сбором разных фракций в Томске уже занимались несколько проектов. Вещи они принимали тоже, но преимущественно в хорошем состоянии и только на своей локации, поэтому идея боксов была в новинку. Для ее воплощения Ирина и Елизавета подали заявку на субсидию «Первый шаг» от Томской области, а чтобы не терять время, арендовали помещение в центре Томска и открыли магазин для реализации оставшейся одежды с обменных встреч. На сегодняшний день там постоянно работают четыре продавца.

Через пару месяцев пришла хорошая новость — проекту выделили 700 000 рублей при условии, что основательницы будут платить налоги за двоих официально трудоустроенных новых сотрудников и вкладывать личные средства. Сумма субсидии ушла на покупку боксов, стеллажей и прочего оборудования. Первый бокс сразу же установили в помещении Облкомприроды, а сейчас их уже три и будет больше.
Магазин нужных вещей и благотворительный фонд

Часть вещей из боксов поступает в магазин. Там сразу поставили стол, где можно забрать качественные вещи просто так: в ассортименте есть не только одежда и обувь, но и сумки, аксессуары, украшения, игрушки, книги — практически все, кроме бытовой техники и крупных предметов. Причем их можно даже вернуть обратно: был случай, когда жительнице Томска временно понадобился рюкзак, и когда он перестал быть нужным, она вернула его в бесплатную зону в отличном состоянии.
В то же время к команде стали обращаться организации, которым нужна помощь вещами, и ее сразу же начали оказывать, а в ноябре на базе проекта вырос благотворительный фонд и оформилось еще одно ответвление развития, связанное с помощью нуждающимся. Сортировкой вещей для разных категорий сбыта занимаются семь волонтеров, которых подключились к проекту из желания принести пользу обществу.

Сейчас проект постоянно помогает шести организациям. В их числе зоозащитники, психоневрологический диспансер для взрослых и реабилитационный центр для зависимых. В планах — открыть отдельный пункт выдачи бесплатных вещей для людей в трудной жизненной ситуации, многодетных семей и других категорий, которым требуется такая помощь. Еще ведутся переговоры о расширении деятельности на глубинку Томской области: основательницы хотят, чтобы доступ к нужным вещам был не только у жителей столицы региона, но и в деревнях.
«Когда мы начали, я узнала, что в России перерабатывается только 1% процент вещей, и увидела в нашем проекте очень большой ресурс. Меня вдохновляет идея, что вещи могут служить человеку дольше. Мне нравится тренд на медленную моду, осознанное потребление и концепт не покупать лишнего.

Один из лозунгов проекта гласит, что мы делаем город чище, а людей — счастливее.

Особенно приятно видеть радостные глаза покупателей, когда у них получается найти то, что они так долго искали, еще и недорого. Я замечала, что для многих это снимает целый пласт проблем, к тому же у нас в ассортименте очень много всего бесплатного», — рассказывает Елизавета.
Собственный апсайкл-бренд

Чтобы расширить ассортимент и пути реализации товаров, «Нужные вещи» подружились с другими тематически близкими городскими проектами. Один из них — «Территория порядка», который помогает томичам организовать пространство в доме и перенаправляет «лишнее» в магазин. Еще в пространстве выделили полки для хендмейд-творчества локальных мастеров — их продукция не обязательно сделана из материалов, которые можно найти в магазине, но позволяет увеличить его аудиторию.
Кроме того, «Нужные вещи» запустили творческий сайд-проект «Снегири и кораллы». В его рамках трое локальных дизайнеров работают над авторскими апсайкл-коллекциями одежды и аксессуаров, перешивая вещи. В прошлом году бренд принял участие в инклюзивном конкурсе дизайнеров «Особая мода», на фестивалях «Модный дворик», «Праздник Топора», «Алиса и друзья» и планирует продолжить практику участия в показах. Помимо презентаций, под эгидой проекта проходят мастер-классы и лекции, на которых можно научиться продлевать вещам жизнь и возвращать их в экономический цикл.
Вещи, которые не пригодны для апсайкла, продажи или передачи на благотворительность, тоже не пропадают зря. Их проект собирает отдельно и затем передает на переработку — ткани охотно принимает автосервис и завод по производству рулонной ветоши.
Монетизация и задачи на будущее

В числе ключевых задач «Нужных вещей» сейчас — выйти на монетизацию. Первый год основательницы рассматривали как стартовый, наблюдали за социальными эффектами и занимались расширением направлений деятельности: учились договариваться о сотрудничестве, оптимизировали внутренние процессы и встраивались в городскую ткань, поскольку проект для Томска кардинально новый. В следующем году Ирина и Елизавета хотят выйти не только в ноль, но и в плюс.
«К социальному предпринимательству нужен особый подход: мы учимся вести бизнес и наступаем на грабли. Недавно вышли в минус и впервые объявили сбор денег на поддержку проекта. Постепенно осваиваем инструмент пожертвований, фандрайзинг, а позже плотно займемся подачей заявок на гранты. Один, от фонда ”Навстречу переменам”, мы уже выиграли, и там я сейчас прохожу обучение», — уточняет Елизавета.
На 2024-2025 год у проекта много глобальных целей: открыть мастерскую апсайклинга, центр выдачи вещей и второй благотворительный магазин; участвовать в показах; установить новые боксы; увеличить склад; чаще появляться в медиа; создать сайт для демонстрации всех направлений работы и становиться еще более полезными и заметными для города и людей.
«Казалось бы, наш проект — про вещи, но он очень глубокий и нужный для города и страны. Нам важно, чтобы ответственное потребление стало нормой для каждого жителя и чтобы люди понимали, что вещи могут послужить кому-то еще, обретая вторую и даже третью жизнь.

Я очень люблю проект за его масштаб. В этом, конечно, и некая сложность, но по-другому мы не можем и потихоньку работам во всех направлениях», — заключает Елизавета.
Медиапроект «Городские интонации» в этом сезоне реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
По всем вопросам вы можете обратиться:
press@urbanrenovation.ru