Как молодой урбанист из Коми возрождает интерес к советскому наследию в республике и дает вторую жизнь заброшенным домам
Урбанисту Дмитрию Махову 32 года, он из Сыктывкара, столицы Республики Коми. Дмитрий — создатель творческого объединения ÖВВÖ, а также организатор фотоэкспедиции «Покорителям Заполярья — слава!» по городам Коми. В таких путешествиях он ищет ценные элементы архитектуры — старинные мозаики, панно, барельефы, адресные таблички и советские вывески.
Фотоэкспедиция «Покорителям Заполярья — слава!»

Проект был запущен Дмитрием и петербуржцем Никитой Гранько — автором телеграм-канала о старых вывесках «Радиоателье». Всего в фотоэкспедиции участвовали 4 человека: Дмитрий — главный организатор, Никита — специалист по архитектурным элементам, Катя Парфенова (под псевдонимом Веня Курочкин) — фотограф и режиссер-документалист из Архангельска, и Вячеслав Слюсарев — экскурсовод из Сыктывкара.

«Так совпало, что Никита рассказал изданию "Бумага", что он фотографирует различные советские архитектурные элементы — вывески, мозаики, панно, сграффито. На это его увлечение повлияла история, когда в Питере один человек начал активно писать жалобы в администрацию с просьбой все это демонтировать. Начался демонтаж, но так как общественность сразу же стала возмущаться, в итоге там приняли закон, что вывески, установленные до 1995 года, демонтировать без согласия городской администрации запрещено. В этой статье Никита упомянул о том, что он хотел бы съездить в Воркуту — а я написал ему, что я родился и жил какое-то время в Воркуте, что могу что-то подсказать, и выразил желание съездить вместе», — вспоминает Дмитрий.

Первый раз Дмитрий с Никитой посетили Воркуту в мае 2021 года. После того, как они пробыли там около недели и осознали масштаб найденных элементов, стало понятно, что с этой идеей можно и нужно подаваться на грант. Поэтому в этом году экспедиция отправилась уже при поддержке Росмолодежи — проект получил грант на 450 тысяч рублей.

«В процессе подготовки к экспедиции мы столкнулись с повышением цен — где-то нам удалось успеть что-то купить, где-то нет. Для фотографирования объектов с высоты мы купили квадрокоптер, но с ним произошла неприятная история — на нас напала стая голубей, и он упал. Соответственно, пришлось потратить дополнительные деньги на ремонт», — рассказывает Дмитрий.

В ходе экспедиции участники посетили почти все города республики — Инту, Усинск, Ухту, Печору, Вуктыл, а также множество поселков и прочих небольших населенных пунктов. Дмитрий отмечает, что обычно местные жители настороженно относятся к людям с фотоаппаратурой. К примеру, в Воркуту не так давно приезжали несколько блогеров, в том числе Илья Варламов, и сделали ряд сюжетов, которые стали бурно обсуждаемыми среди горожан. Помимо этого, по его мнению, местных жителей характеризует еще и довольно равнодушное отношение к архитектурным особенностям окружающего пространства.

«Условно, люди живут в поселке 10х10 метров, мы подходим к пожилой паре какой-нибудь, я спрашиваю: "А вы не подскажете, где здесь, в поселке, что-то сохранилось? Мы ищем такие-то элементы". Люди пожимают плечами. А потом поворачиваешь за угол дома и видишь там старую вывеску, мозаику или что-то подобное. Местные жители к этим вещам привыкли, их взгляд замыливается, они ко всему такому относятся как к чему-то самому собой разумеющемуся», — говорит Дмитрий.
А вот опыт взаимодействия с местными властями оказался более продуктивным:

«Мы общались только с воркутинской властью, именно там сохранилось очень много вывесок. И сейчас мы видим, что после нашего прошлогоднего разговора администрация города к нам прислушалась. К примеру, этим летом во время ремонта фасада здания с вывеской магазина "Сюрприз", который уже не работает несколько лет, они не стали выкидывать эту вывеску. Более того, еще и покрасили — она до сих пор висит и украшает улицу. Было бы, конечно, классно ее отремонтировать, чтобы она горела, но мне кажется, это уже немножко сложно с финансовой и технической точки зрения», — делится Дмитрий.

15 октября по итогам экспедиции в Воркуте открылась фотовыставка «Белые ночи». Помимо этого участники сняли документальный фильм, который был показан во время выставки, а также во время «Ночи искусств».
Творческое объединение ÖВВÖ

В августе 2022 года Дмитрий с несколькими художниками создали творческое объединение под названием ÖВВÖ.

«C коми языка это переводится как "бай", в контексте "баюшки-баю". Мы не вкладывали в это никаких сакральных смыслов. Просто нам понравилось слово, и мы с художниками приняли решение, что название нашего творческого объединения будет с таким вот местным коми-колоритом», — рассказывает Дмитрий.

Первым проектом объединения решено было сделать художественную выставку. В центре Сыктывкара большое количество деревянных двухэтажных домов в аварийном состоянии, из которых давно переселили людей — один из таких домов и выбрали в качестве места для мероприятия. Важным моментом было организовать это именно в негалерейном пространстве.

«Мы нашли один из таких заброшенных домов с открытым доступом и подумали, что было бы классно сделать из этого здания на какое-то время креативный культурный кластер. Показать, что с такими объектами можно работать, что они не маргинальны, чтобы люди не считали, что там только наркоманы с бездомными живут и дети хулиганят. И что если отдать такие объекты творческой молодежи, они сделают из этого точку притяжения», — объясняет Дмитрий.

Всего в выставке «ИНТЕР164» приняли участие 13 художников. Для каких-то художников это был первый опыт именно выставки, а для кого-то это вообще был первый художественный опыт. Кроме того, в ходе обустройства места команда пополнилась еще одним необычным участником.

«За день до открытия выставки мы позвали туда детей лет 10-12 — они бегали, прыгали, что-то там крушили. Мы им предложили не только разрушать, но и что-то созидать, творить, и один мальчик на стене то ли мелками, то ли краской сделал работу, оставил свое художественное высказывание. Вот и так получилось, что у нас было тринадцать взрослых художников, и один, четырнадцатый участник — ребенок», — вспоминает Дмитрий.

Местные жители отнеслись к выставке скорее положительно, для них это было что-то удивительное.
«Дом, в котором мы проводили выставку, находился рядом с жилой многоэтажкой. Это было воскресенье, выходной. И к нам приходили взрослые, даже пожилые пары, которые видели, что здесь почему-то тусуется молодежь, что-то делает, хотя дом заброшен. И получалось в духе "пойдем-ка посмотрим, они вроде не похожи на наркоманов — ого, а тут, оказывается выставка, клево". Таким образом мы создали некую точку притяжения на выходной день для местных жителей, и получилось, что они могли пообщаться между собой, прикоснуться к искусству, и даже подумать о своем возможном самовыражении», — говорит Дмитрий.
Несмотря на то, что нередко подобные дома являются головной болью городских властей и за ними ведется наблюдение, в данном случае проблем у творческого объединения с администрацией не возникло.

«Мы не уведомляли администрацию, потому что у нас было очень мало времени с момента, когда мы нашли локацию. До выставки оставалось чуть меньше трех недель. Мы приняли решение, так как были уверены, что всякие бюрократические процедуры все сильно затянут, к тому же администрация могла просто нам отказать. Поэтому мы делали все на свой риск. Мы полностью обезопасили пространство: закрыли комнаты в плохом состоянии, убрали все гвозди, проводку. Проверили, чтобы ничего не торчало, чтобы люди чувствовали себя в безопасности. В процессе выставки мы также продолжали дежурить. Власти, возможно, знали о нашем мероприятии, но никаких претензий не высказали — ни до, когда мы начали делать рекламу афиши, ни после», — рассказывает Дмитрий.

Выставка не потребовала практически никаких денежных затрат за исключением затрат художников на собственные работы. Понадобилось лишь 300 рублей на распечатку афиш, для чего все участники символически скинулись по 23 рубля.

«Мы делали так называемую site-specific выставку, где именно пространство определяет то, какие художественные объекты могут там существовать. Мы предлагали художникам поработать с самим домом, с теми артефактами, которые были там найдены, и из них уже сделать объекты искусства. Поэтому это и экологично, и практически незатратно», — делится Дмитрий.

Двухчасовую выставку посетило довольно много людей — порядка 120 человек, что весьма прилично для экспериментального мероприятия в небольшом городе. Кроме того, после завершения выставки, бывший заброшенный дом превратился в своеобразное городское место притяжения.

«Выставка потом жила своей жизнью — мы заходили спустя месяц в дом, там кто-то что то подрисовал, кто то что-то дописывал. То есть в итоге получилась такая некая стена, некое пространство для общения сыктывкарцев», — говорит Дмитрий.

Что дальше?

Оба проекта продолжают развиваться. Что касается фотоэкспедиции, то в планах участников — создание электронного фотоальбома, отправка фильма на различные кинофестивали, и серия выставок в разных городах республики Коми. ÖВВÖ также обрастает новыми инициативами. В сентябре объединение объявило о проекте «Арт-интервенция», а совсем недавно был открыт набор участников для фестиваля «ПЛÖКАТ» — фестиваля плакатов на тему современной культуры Коми.

«В обоих проектах главную роль играет процесс созидания и акцент на работу с творческой молодежью. Особенно важно держать курс именно на креативное развитие региона, его изучение и переосмысление с точки зрения искусства, истории и культуры», — говорит Дмитрий.
По всем вопросам вы можете обратиться:
press@urbanrenovation.ru