Как паблик-арт программа «Взгляды» преобразила Сахалин с помощью муралов
Летом 2024 на Сахалине прошла паблик-арт программа «Взгляды»: с мая по сентябрь уличные художники со всей страны оформили 12 000 м² городских площадей муралами, которые рассказывают об истории и культуре острова.

Более 40 произведений сложились в четыре городских тематических маршрута. Курировал программу Александр Мущенко — один из основателей первого в мире Музея стрит-арта родом из Южно-Сахалинска. Он рассказал нам историю проекта.
Как возникла идея паблик-арт программы на Сахалине

Объекты уличного искусства на острове начали появляться в 2016-2017 годах. Первое время их создавали локальные сообщества без согласования, и появление необычных работ быстро привлекло большое внимание к сфере уличного искусства как со стороны местных жителей, так и со стороны администрации региона и города.

Позже в Южно-Сахалинске прошли фестивали уличной культуры, где работа велась и в контексте уличного искусства. Художников, в числе которых были Владимир Абих, Ваня Серый, Стас Багс и Мата Руда, приглашали на остров с материка специально — этим в том числе занимался Александр Мущенко вместе с друзьями. С 2019 по 2023 год в области создали более 70 муралов на разных поверхностях, включая элеватор площадью порядка 12 000 квадратных метров. Этот объект уличного искусства является одним из самых больших в России.
«Большая часть проектов была реализована без участия художников в разработке эскизов, то есть эскизы предоставлялись преимущественно администрациями муниципалитетов, — вспоминает Александр.

— Такой подход имеет место быть, но он не выходит за рамки благоустройства городской среды. Однако паблик-арт позволяет решить гораздо больше задач: это работа с сообществами, актуальными темами, локальным контекстом. Таким образом происходит смещение фокуса в работе с культурной сферой, к тому же проекты, реализованные с художниками, имеют гораздо большую емкость с точки зрения пиара».
Параллельно Александр занимался коммерческими проектами и в 2021 году на время практически оставил Сахалин, но не терял с ним связь и всегда говорил, что острову нужно больше взаимодействовать с сообществом. Поэтому, когда в регионе возник запрос на изменение формата работы с художниками, его позвали в команду. Дополнительным аргументом была его прочная связь с местом: там продолжают жить родители и бабушка Александра, он часто бывает на острове по личным делаем и хорошо знаком со средой.

В 2023 году до администрации Южно-Сахалинска удалось донести идею паблик-арт программы на несколько лет. Тогда же были разработаны и утверждены ее принципы, согласно которым теперь работа будет вестись с профессиональным сообществом — художниками, кураторами и экспертами.
«Команда паблик-арт программы “Взгляды” состоит из разных людей. Многие вышли из бизнеса, основная деятельность у участников проекта связана с архитектурой и благоустройством. Есть все, начиная от менеджеров до снабжения, логистики и рабочих разного профиля. В этом плане мне было комфортно: у ребят большой опыт, есть штат и понимание специфики работы с государственными органами», — заключает Александр.
Как составлялась паблик-арт программа

Одним из основных инициаторов «Взглядов» выступил Департамент архитектуры при администрации Южно-Сахалинска. Он предложил команде создать проект нового для региона формата и продумать сеть будущих туристических маршрутов, проходя которые можно было бы увидеть объекты уличного искусства на разные темы.
«Фактически на время реализации программы мы стали единой командой. Хочется отметить, что еще никогда не встречал такого уровня доверия со стороны администраций города и области. В целом в Сахалинской области очень много внимания уделяется развитию сферы искусства, как в контексте культуры, так и креативной экономики. Художникам предоставляется много возможностей для роста - есть мастерские, выставочные залы. Поэтому для меня это уникальный пример взаимного доверия», — комментирует Александр.
На первом этапе была утверждена концепция и механизм реализации паблик-арт программы. Затем Департамент выбрал объекты для росписи, помог их согласовать и подготовить. Объем работ по маршрутам старались распределить равномерно и учесть сроки капитального ремонта фасадов, чтобы работу вдруг не закрасили через несколько лет.

После команда сформировала экспертный совет и запустила открытый конкурс. Участникам предлагали придумать авторский проект на тему «Взглядов» — пожеланием было вступить в диалог с историей и современной городской средой Сахалина, его природой, морским освоением, культурно-историческим контекстом. На сайте можно было посмотреть презентацию поверхностей для работы и сразу выбрать понравившуюся с учетом темы маршрута, где она расположена: «История Южно-Сахалинска», «История морского освоения Сахалина», «Виды и природа острова» или «Молодость». Жестких критериев у художников не было: в основном, ограничения связаны с заявленными темами, возрастом участников и соответствием нормам закона.
На первом этапе была утверждена концепция и механизм реализации паблик-арт программы. Затем Департамент выбрал объекты для росписи, помог их согласовать и подготовить. Объем работ по маршрутам старались распределить равномерно и учесть сроки капитального ремонта фасадов, чтобы работу вдруг не закрасили через несколько лет.

После команда сформировала экспертный совет и запустила открытый конкурс. Участникам предлагали придумать авторский проект на тему «Взглядов» — пожеланием было вступить в диалог с историей и современной городской средой Сахалина, его природой, морским освоением, культурно-историческим контекстом. На сайте можно было посмотреть презентацию поверхностей для работы и сразу выбрать понравившуюся с учетом темы маршрута, где она расположена: «История Южно-Сахалинска», «История морского освоения Сахалина», «Виды и природа острова» или «Молодость». Жестких критериев у художников не было: в основном, ограничения связаны с заявленными темами, возрастом участников и соответствием нормам закона.
«Нам удалось собрать крутое жюри с профессионалами из разных сфер — от урбанистики до образования. Всего было 10 человек, которые в специальных бланках производили оценку каждого эскиза по различным критериям. Так, например, оценивалась концепция, визуальная составляющая, раскрытие темы, взаимодействие с контекстом и уровень художника на основании его портфолио — это было важно с точки зрения оценки возможности реализации предложенного эскиза участником конкурса», — делится Александр.
Лонг-лист участников утверждался Департаментом архитектуры. Местных в нем было не очень много — просто потому, что людей с релевантным опытом из региона единицы. Хотя команда предлагала воплощать эскизы руками профессионалов, художники с острова могли побояться передать проект или даже не поверить, что такая механика возможна. Но теперь, когда опыт такого взаимодействия есть, команда надеется вовлечь больше сахалинских артистов уже в следующем году.

Встроить эскизы в архитектуру финалистам конкурса помогла команда. На то, чтобы соотнести место с будущей работой, пришлось потратить довольно много времени. Когда все оказалось готово, начался процесс реализации эскизов художниками. Победителям open call покрыли расходы на производство, транспорт, проживание и выплатили гонорар в размере 150-200 тысяч рублей в зависимости от объема работ.
«Паблик-арт программа реализовывалась на средства гранта. Слава Богу, как куратор я не отвечал за финансовые вопросы. Операционная и организационная части были на стороне местной команды, которая в течение последних четырех лет отвечает за реализацию проектов в регионе — они большие профессионалы в этой сфере.

Делать масштабные проекты без участия государственных органов практически нереально: если источники финансирования еще могут различаться, то от согласования никуда не уйти. В целом могу отметить, что для успешной реализации необходим диалог, и наверная одной из моих главных задач было именно налаживание коммуникации между участниками проекта», — вспоминает Александр.
Параллельно для всех интересующихся «Взгляды» запустили программу из около 20 лекций и пяти мастер-классов. Вход на все события всегда был бесплатным, чтобы после отъезда городу остались не только красивы фасады. Как куратор, Александр видел ценность в том, чтобы художники сами рассказывали о своей работе, знакомились с жителями, передавали смыслы и знания лично.
В каком формате паблик-арт программа будет существовать дальше

Завершенный первый сезон «Взглядов» собрал много положительных отзывов — проектов такого масштаба и качества в регионе еще не было. Паблик-арт программа показала жителям новый спектр возможностей и продемонстрировала, что уличное искусство бывает разным.
«Благодаря подобным проектам в первую очередь решается вопрос благоустройства — заказчики чаще всего рассматривают паблик-арт именно с такой точки зрения. Зачастую это оправдано, так как малые города не всегда имеют исторические объекты, и архитектурный облик формируется преимущественно типовыми зданиями, поэтому появление муралов скорее идет на пользу, помогает создать точки визуального притяжения и расширить опыт взаимодействия с городской средой.

Также можно говорить о необходимости работы с локальным контекстом и идентичностью. Часто в малых городах серьезной проблемой является отток населения, и популяризация истории, особенностей региона позволяет создать дополнительную связь у жителей с местом проживания — очевидно, что культура является одним из важнейших элементов, обеспечивающих эту связь. Конечно, говорить, что такие проекты сами по себе могут решить такую задачу — не верно, но в рамках комплексной работы по развитию городской среды определенно дают дополнительный значимый эффект.

Еще стоит отметить, что фестивали и программы в городах привлекают большое внимание СМИ и генерируют контент для социальных сетей. Это повышает узнаваемость региона и туристическую привлекательность городов», — комментирует Александр.
«Взгляды» продолжат развиваться сезонно. Совместно с Департаментом культуры команда уже запустила первые экскурсии по муралам, а позже в городе откроется фотовыставка работ текущего года. В течение октября команда планирует участвовать в форумах на острове, где отдельные части посвятят обсуждением проектов в городской среде, и привлечь экспертное сообщество, чтобы вместе развивать регион. Кроме того, «Взгляды» собираются запустить несколько проектов в сфере образования.

Подтверждение на продолжение программы в следующем году уже получено. В новом сезоне команде хочется расширить географию проекта, привлечь художников к работе с удаленными районами и другими муниципалитетами и заняться не только фасадами, но и с объемными объектами — скульптурой и инсталляцией.
«Важной частью именно программ является работа с локальными сообществами. Создание долгосрочных проектов позволяет формировать команды, имеющие возможность для развития и интеграции в глобальное профессиональное сообщество. Все это имеет особенную ценность в рамках деятельности по развитию креативных индустрий в нашей стране. Сегодня реализация программ, работа команд, художников и экспертов выходит за рамки культурной сферы и воспринимается еще и как часть креативной экономики. Для меня паблик-арт во много является фасадом глубинных изменений структуры развития регионов. По сути, мы создаем среду для формирования и развития креативного бизнеса. Сначала появляются муралы и арт-объекты, вокруг них формируется инфраструктура, кафе, коворкинги. В них появляются новые сообщества и проекты, связанные с творческой деятельностью. Возможно это идеальный сценарий, но в мировой практике многие города проходили по этому пути, есть реальные результаты», — заключает Александр.
Медиапроект «Городские интонации» в этом сезоне реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
По всем вопросам вы можете обратиться:
press@urbanrenovation.ru