«Маленький город — не приговор» Как фестиваль в Первоуральске формирует у молодежи локальную идентичность
2 и 3 июля 2022 года в Первоуральске прошел двухдневный фестиваль уральской идентичности «ШайтанкаФест»: местные жители участвовали в мастер-классах и паблик-токах с краеведами, создавали мурал вместе с уличным художником Денисом DZL, смотрели короткометражки молодых уральских режиссеров и участвовали в гаражной распродаже под открытым небом.

Все это организовали активисты Роман Сырчин и Екатерина Трофимова, чья главная цель — заново «влюбить» молодежь в Первоуральск.

Первоуральск — небольшой город под Екатеринбургом, построенный вокруг верхнего и нижнего железоделательных Васильево-Шайтанских заводов. У них разная история: в годы гражданской войны верхнешайтанский завод сгорел, а нижний уцелел и вошел в состав Первоуральского новотрубного завода. Сегодня он считается пионером трубного производства на Урале — именно на нем была отлита первая цельнотянутая труба.
От Верхнешайтанского завода осталась только одна стена — в 2016 году на его месте открыли первый в России Инновационный культурный центр. Здание круглой формы построили по проекту московского архитектора Бориса Бернаскони. Оно напоминает разрез трубы — в городе его называют «шайбой». С 2021 года здесь работает Роман Сырчин — ведущий специалист по экспозиционной и выставочной деятельности. Роман родился в городе Чусовой Пермского края, но переехал в Екатеринбург 6 лет назад.

«Первоуральск живет на своеобразном стыке. Рядом Екатеринбург — культурно насыщенный мегаполис. Но, несмотря на это, Первоуральск — город с "низкой самооценкой". Жители жалуются, что здесь ничего нет и ничего не происходит, негде работать и учиться: ежедневная трудовая миграция в Екатеринбург составляет около 20 тысяч человек. А я, например, каждый день приезжаю сюда из Екатеринбурга», — говорит Роман.

В июне 2019 году Первоуральск посетил бывший глава департамента культуры Москвы Сергей Капков — он опросил местных жителей, создал план устойчивого развития Первоуральска и разработал городской брендбук. Тогда же выяснилось, что больше всего первоуральцы нуждаются в освещении, Wi-Fi-точках, кафе и интересных культурных программах.

«Очень много первоуральцев за досугом и ощущением большого города едут в Екатеринбург. Мне хочется, чтобы они оставались дома и оживляли свой город», — считает Сергей.

«Когда я пришел работать в Инновационный культурный центр, мы с моей начальницей думали о том, как недушно и ненасильственно продвигать краеведение и любовь к родному городу среди молодежи. Мы хотели доказать им, что маленький город — не приговор», — добавляет Роман.
«ШайтанкаФест»

Вместе с Екатериной Трофимовой, начальником отдела экспозиционной и выставочной деятельности, Роман решил организовать в Первоуральске фестиваль идентичности. Его главная цель показать, как соседствуют и уживаются друг с другом традиции и инновации.

«Первоуральск очень напоминает мне родной Чусовой своей консервативностью. Тренды и инновации воспринимаются здесь очень болезненно, а культура — как нечто рафинированное, неприкосновенное и возвышенное. То, что может только воспитывать и просвещать. Считается, что люди на управляющих должностях всегда правы, а в любых изменениях жизни города есть какой-то подвох. Но я верю, что это можно поменять», — говорит Роман.

Команда проекта решила, что говорить о краеведении и культурном наследии нужно через современные форматы — паблик-токи, воркшопы и мастер-классы. Для этого Роман и Екатерина попытались получить помощь от городских властей, но их инициативу не поддержали. Тогда команда заполнила заявку на грант Росмолодежи и получила 680 тысяч рублей на реализацию проекта «ШайтанкаФест». Еще 320 тысяч вложил Инновационный культурный центр.

Основная аудитория фестиваля — молодежь, а значит работать нужно было точечно. Екатерина и Роман не делали ставку на рекламу в соцсетях, а выходили на улицу и собирали небольшие встречи с подростками: рассказывали им про «Шайтанку» и приглашали участвовать в мероприятии.

«Желающих среди молодежи было много, а более взрослое население вовлекалось не сразу: люди не всегда понимали, что значит паблик-ток, гараж-сейл и диджей-сет», — делится Роман.

2 июля в Первоуральске прошел первый день фестиваля: гости смогли поучаствовать в нескольких паблик-токах с молодыми краеведами и предпринимателями, создали мурал вместе с уличным художником Денисом DZL, провели пленэр воспоминаний, посмотрели несколько короткометражек молодых уральских режиссеров, послушали выступление камерного оркестра «B-A-C-H» и поучаствовали в гаражной распродаже под открытым небом. Для этого организаторы пригласили стилиста Катю Ломову — она помогала всем желающим подобрать одежду, а мастера местной студии «На бровях» бесплатно рисовали стрелки, клеили стразы и плели косички
На второй день участников фестиваля ждала широкая детская программа — актеры театра «Ку-Кушка» рассказали юным петрозаводчанам об истории города и региона.

Инициативу поддержали местные предприниматели и краеведы: Никита Зеленюк — основатель территориального верхотурского бренда «С Верх мы», возрождающий уральское мыловарение и швейное ремесло, Дмитрий Уральский — создатель екатеринбургского бренда уральской одежды URALS и Владислав Деревянных — креативный директор проекта MADE IN URAL.

Что будет дальше?

Коммуникация с местными властями пока не налажена, но Роман и Екатерина не собираются сдаваться. Они хотят провести в Первоуральске еще один фестиваль с арт-программой, в ходе которой художники будут создавать картины на основе исторического уральского наследия.
«Мы также хотим организовать краеведческий коворкинг для молодежи, где они смогут больше узнать про историю края и города. Наш проект — про локальную идентичность в современном контексте. Именно поэтому мы используем модные словечки вроде "диджей-сет" или "гараж-сейл". Если мы хотим воспитывать локальный патриотизм, нужно убирать назидательный тон и пафос — проект должен быть более современным, живым, интерактивным. Так молодежь сможет не только весело потусить, но и узнать что-то важное», — говорит Роман.
По всем вопросам вы можете обратиться:
press@urbanrenovation.ru