Бородино, Станислав Метельский. Фото: Антон Селезнев (Selone)

Как паблик-арт фестиваль «Смена» меняет облик промышленных городов России
В этом году в России впервые прошел масштабный паблик-арт фестиваль, посвященный промышленным городам и рабочим поселкам — «Смена».

Фестиваль прошелся волной по 15 населенным пунктам: от Крайнего Севера до Дальнего Востока. За три месяца, с июля по сентябрь, художники «отработали смену» в городах, чья жизнь неразрывно связана с работой на промышленных предприятиях. Всего в городах присутствия фестиваля было реализовано 29 уникальных муралов.

Чтобы сформировать список участников фестиваля, команда и инициаторы — Фонд Мельниченко, объявили открытый конкурс, в результате которого получили больше 340 заявок и выбрали 14 художников (еще 6 участников пригласил лично куратор Владимир Абих, — прим.ред.).

Бородино, Саган-Нур, Невинномысск, Лучегорск, Березники, Ковдор и другие промышленные моногорода — это те небольшие точки на карте страны, где культурные проекты в формате современного монументального искусства до недавнего времени не реализовывались.
Ковдор. Василий Кармазин, Андрей Бергер, Зия Мансур. Фото: Владимир Абих.
Как родилась идея преображения промышленных городов через паблик-арт

Фестиваль фокусируется на «градообразующем человеке», чья связь с родным местом и ежедневный труд становятся источником вдохновения. Монументальное искусство здесь — способ преобразить среду и подчеркнуть поэзию будней промышленных городов.

«Смена» инициирована Фондом Мельниченко. Для Фонда важно не только поддерживать культурные инициативы, но и создавать условия для комфортной жизни в промышленных городах, где работают компании группы — СУЭК, Еврохим, СГК и НТК. Эти предприятия во многих случаях являются градообразующими: они дают работу тысячам людей, но вместе с тем формируют особую среду, которая нуждается в развитии и разнообразии.

«Смена» в этом смысле стала попыткой создать новый культурный маршрут в тех местах, где фокус традиционно на промышленных предприятиях, а также показать художественному сообществу потенциал этих территорий.

Подробнее о том, как родилась идея паблик-арт фестиваля в промышленных городах, как проходил отбор художников и какие культурные трансформации случились, поговорили с куратором проекта — Владимиром Абихом.

Владимир Абих — современный художник, работающий на стыке уличного искусства, интервенции, видео и фотографии.
Как вы были выбраны куратором фестиваля «Смена»? Связывает ли вас с промышленными городами какая-то особенная или, может быть, личная история?
У меня есть опыт создания работ на больших промышленных объектах, например, в Выксе (мурал «Крепче стали», созданный совместно с Артемом Стефановым в 2024 году — прим.ред). Меня воодушевляет созидательная мощь человека и масштаб: гигантские цеха, огромные карьеры, различные инженерные сооружения и сложная техника. Поразительно, на что способны люди, когда они объединяются ради одной большой цели.
Какие критерии стали ключевыми при отборе?
Экспертное жюри оценивало заявки по четырем ключевым критериям. Во-первых, это внимание к месту. Нам важно, чтобы художник работал не в вакууме, а взаимодействовал с городом, его архитектурой, историей и жителями. Для удаленного изучения мы заранее подготовили подробные карточки про каждый город. Второй критерий — это оригинальность. Третий критерий — раскрытие темы «человек градообразующий». И, наконец, это профессионализм художника: дело не в количестве расписанных стен в портфолио, а в ответственности автора перед городом.
Ванино, Артем Стефанов. Фото: Артем Гряник и Виталий Мельников.
Как была выстроена работа с художниками?
С каждым участником фестиваля был отдельный чат, где решались организационные вопросы: обсуждение дат и покупка билетов, подготовка фасада, любая помощь на месте. Я общался с художниками скорее по творческим вопросам, потому что куратор — это в первую очередь человек, который создает концептуальную рамку проекта и задает такую тему, которая одновременно была бы вдохновляющей и имела широту интерпретаций. Не слишком конкретную, не слишком размытую. Кроме того, куратор — гарант фестиваля, и когда это человек из сообщества, событие заранее получает кредит доверия от художников. С приглашенными участниками «Смены» в городах-спецпроектах (Ванино, Ковдор, Котельниково, Назарово, Ленинск-Кузнецкий) мы вместе ездили в экспедиции, и еще я посетил Саган-Нур, где победители опен-колла сделали пять муралов.
Почему в Саган-Нуре появилось сразу пять фасадов?
Все пять работ связаны композиционно и тематически, но они по-разному раскрывают тему фестиваля «Человек градообразующий», и все произведения сделаны разными авторами. Такое решение продиктовано самим местом, где на одной улице стоят пять одинаковых домов: было бы странно сделать только один фасад, оставив пустыми остальными. Так мы решили показать разность творческих подходов к одной теме. В целом, запрос на создание чего-то большого и вдохновляющего есть в каждом городе; наша задача в том, чтобы это имело культурную ценность и раскрывало поэтический потенциал места.
Как тема «человек градообразующий» раскрылась в разных городах?
Илья Мозги в Березниках (Пермский край) изобразил героя из повести Алексея Решетова «Зернышки спелых яблок» — уральский поэт и писатель прожил в этом городе всю свою жизнь, 26 лет проработав на градообразующем комбинате. В Приморском крае молодая художница Ирина Стрельникова увидела «День в Лучегорске» как яркий комикс, сотканный из сцен повседневной жизни, животных и растений Лучегорска, а также портретов рабочих электростанции. В Черногорске (Республика Хакасия) Василий Базелевс обнаружил на сайте местного музея старую геологическую карту и архивную фотографий, из которых затем сложился его мурал.

Березники, Илья Мозги. Фото: Антон Селезнев (Selone)

Лучегорск, Ирина Стрельникова. Фото: Антон Селезнев (Selone)

Черногорск, Василий Базелевс. Фото: Антон Селезнев (Selone)

Как реагировали местные жители?
Важно выстраивать контакт с жителями. В каждом городе «Смены» мы устраивали встречи с художниками, на которых презентовали фестиваль, а авторы рассказывали про свои работы и творческий метод. Это помогло сблизиться с горожанами и наладить контакт, поэтому в целом везде положительные отзывы. Но при этом невозможно понравиться всем, и не стоит ставить такую цель. Даже Эйфелева башня вызвала массу критических отзывов в свое время.
Жители Саган-Нура на фоне работы Анатолия Akue. Фото: Антон Селезнев (Selone)
Фестиваль как культурная трансформация

«Смена» стала не только серией муралов, но и новым способом осмыслить жизнь промышленных городов.

Через искусство фестиваль открыл людям возможность увидеть знакомые места иначе, почувствовать гордость за свою историю и часто непростой труд, а художникам — открыть новые территории и новые темы для творческого переосмысления.

По словам инициаторов проекта, суть в том, чтобы промышленные города становились не только местом работы, но и пространством для жизни, в котором интересно оставаться, растить детей и реализовывать себя. «Смена» — это вклад в культурную и городскую среду, который помогает людям чувствовать гордость за свой город и желание связывать с ним будущее.

Фестиваль планирует продолжение в 2026 году, но деталями команда сможет поделиться позже. За новостями можно следить на сайте или в telegram-канале проекта.