Связующие нити: Как сотрудники культурного центра «Текстиль» исследуют историю фабричного района и влияют на Ярославль
В 2013 году команда некоммерческой организации «Региональное агентство творческих инициатив» искала в Ярославле площадку для независимого культурного центра. Подходящим местом оказалась территория бывшего хлопкового склада Ярославской большой мануфактуры в отдалении от центра. Пустующий двор активисты задействовали под свои проекты и события для горожан.

Работая в таком пространстве, команда заинтересовалась историей и фабрики, и самого района. Постепенно появились проекты, посвященные местным старожилам и прошлому мануфактуры. С тех пор активисты исследуют эти темы, придумывая новые способы рассказать городу о наследии фабрики и ее влиянии на жизнь ярославцев.
Указ императора и юридическое лицо в подарок

История Ярославской Большой мануфактуры началась в 1722 году, когда
Петр I издал указ об основании текстильного и бумажного предприятия. Его построили по голландскому образцу. Часть производства находилась на берегу Которосли, а часть за ней, в болотистой местности. Через столетие мануфактура полностью переехала на берег реки, и вокруг фактически вырос город в городе с домами для рабочих, больницей и местами досуга.
Старейшее предприятие Ярославля работает до сих пор, но часть зданий и цехов пустует. В один из заброшенных складов и заехала команда агентства творческих инициатив. До этого она занималась только современной культурой — организовывала события в центре города, не связанные с историей. Костяк команды состоял из пяти-шести человек: художники, танцовщики, музыканты.
До 2006 года они считали себя просто творческим объединением, пока учредитель некоммерческой организации Владимир Захаров не подарил им юридическое лицо. Его директором стала Юлия Кривцова. В штате организации всего два человека — Юлия и ее помощница. Другие члены команды — самозанятые, также специалистов со стороны приглашают на проектную работу.
«Мы сказали, что не занимаемся историей “Красного Перекопа” (советское название мануфактуры, — прим. Городских интонаций), но это его не смутило. А в 2013 году оказались на фабрике, и со временем наш фокус внимания сместился с современной культуры на тему памяти и наследия. Получается, организация теперь занимается тем, ради чего и была задумана.

К истории пришли постепенно — все развивалось логично, мы не делали какой-то искусственный выбор. Просто когда создаешь культурный центр, важно интересоваться не конкретным зданием, в котором находишься, а всем вокруг. Нам хотелось выстроить связи с районом и его жителями, найти способы объединиться. На нас сильно повлияло общение с местными жителями. Мы делали много проектов, чтобы вовлечь их в то, чем занимаемся», — рассказывает Юлия.
Создание музея и место для рефлексии

Культурный центр назвали «Текстиль» в честь места, где обосновалась команда. Одним из первых проектов после переезда на фабрику стал музей, посвященный жизни и людям предприятия. Фактически он действовал с 1980-х, но нуждался в новых форматах и свежих идеях. Обновить его попросил директор фабрики. Он выделил организации помещение уже на действующем производстве — склад без отопления и стационарного туалета не слишком годился для работы культурного центра. Команда перебралась в бывший зал паровых машин, где за стеной работали ткацкие станки.
Полноценно обновленный музей заработал в 2019 году. Здесь было важно создать место, которое приглашает людей к диалогу, чтобы каждый мог рассказать о своем отношении к Ярославской большой мануфактуре и своей жизни в этом контексте. В основу экспозиции легли фотографии, предметы и документы из семейных архивов, которые жители района приносили «Красному Перекопу» с самого начала его работы. Через исторические артефакты жителям предлагалась та или иная тема для разговора: например, рассказы сотрудников фабрики мотивировали размышления об отношении к труду в современном мире.
Параллельно с созданием экспозиции «Текстиль» придумывал другие проекты. Из общения со старожилами вырос «Фабричный круг» — ежемесячные встречи со старожилами фабрики и района. Сначала горожане собирались во дворе бывшего хлопкового склада, садились в круг и показывали фотографии и другие предметы из семейного архива. Стать частью круга могли все — неважно, работал ли человек на фабрике или просто заинтересовался прошлым места и людей. С каждым приглашенным команда записывала интервью. Позже такие сеансы коллективной памяти стали проходить в музее.
Иногда событие делали в формате плейбэк-театра — актеры разыгрывали сюжеты попутно рассказу. Плюс проводили игру «Фабричные дворики», во время которой люди бросали кубик на распечатанную карту района и делились воспоминаниями о месте, куда он попал.

На основе историй команда центра издала книгу. По ее мотивам появился аудиоспектакль, а затем пьеса, превратившаяся в документальную постановку. Проект «Фабричный круг» не завершится, пока работает музей — старожилов приглашают поделиться своими историями во время записи интервью или экскурсий.
«Мы существуем больше десяти лет, и каждый раз придумываем новые способы вовлечения жителей. Сначала пытались выстроить связь с подростками: предложили построить свою площадку в парке, а на открытие прийти с родителями, бабушками и дедушками — укрепить связь поколений. Затем мы несколько лет при поддержке местной компании красок создавали проект во дворах “Человек красит место” и давали художникам задачу найти сюжеты в пространстве, где появится стрит-арт. После проекта мы заметили, что сюжетов про город в творчестве уличных художников стало больше.

Главным форматом событий культурного центра стали городские выходные. Мы превратили складской двор в городскую площадь и приглашали ярославцев “провести время в городе”. На встречах местные сообщества говорили о волнующем — жизни Ярославля, сортировке мусора, архитектуре и градостроении», — говорит Юлия.
Сейчас команда культурного центра реализует проект «Мастерская семейной истории» для тех, кто хочет научиться исследовать историю своей семьи, упаковывать память поколений в фотоальбом, анимацию или мемуары под руководством экспертов и передать ее дальше. Часть вещей участников проекта остаются в музейной экспозиции, а рассказы в перспективе станут базой цифрового архива наследия «Красного Перекопа».
«Мы занялись цифровым архивом, чтобы истории жителей не пропали. Это важно для нас, особенно если придется остаться без помещения. В любом случае у нас уже есть идеи новых проектов. Мы находим их постоянно, пока изучаем историю — например, открыли для себя имя архитектора Григория Саренко, — делится Юлия.

— Он был ключевым архитектором для города, построил много зданий в стиле модерн, но в советское время его репрессировали. По сути, это имя было стерто из истории Ярославля и нам хочется вернуть его городу. Мы думаем над выставкой, посвященной жизни архитектора».
За годы работы команда центра получила много позитивных откликов: молодое поколение отмечало, что проекты вдохновили на изучение прошлого района и своей семьи, а старожилы получили возможность вспомнить былое, найти старых друзей или новых знакомых. Есть и те, кому не нравится, что о районе и фабрике рассказывают люди, не жившие и не работавшие здесь, но активисты стараются не обращать внимание на эти комментарии.
Финансовые вопросы и поиск грантов

За аренду помещения на фабрике нужно платить 22 050 рублей в месяц. У активистов есть план по количеству билетов на экскурсии, которые необходимо продать для окупаемости аренды и зарплаты сотрудникам, но зимой к затратам добавляются еще и высокие коммунальные платежи. В прошлом году плата три месяца подряд достигала 45 000 рублей, и в совокупности вместе с арендой выходило около 70 000 рублей — неподъемная для команды центра сумма. Чтобы продержаться зиму, пришлось собирать донаты, но экономика «Текстиля» все равно ушла в минус.
Несколько раз организация получала гранты. Фонд Потанина выделил 2 000 000 рублей на создание фабричного музея — хотя этого мало для формирования экспозиции, деньги очень помогли команде. Аудиопрогулка создавалась на средства Фонда президентских грантов. Сейчас нужно продолжать обслуживать аппаратное обеспечение, поэтому к бесплатной аудиоверсии добавилась возможность пройти по маршруту с гидом по билету.
Несмотря ни на что, заниматься проектами в сфере исторического наследия под силу каждому, считает Юлия. Главное — погрузиться в контекст территории, замечать парадоксы, искать необычные детали и узнавать, что интересно людям. Юлия советует начать не с поиска денег, а с формирования идеи, сбора команды, привлечения партнеров и стейкхолдеров. Со слов Юлии, если бы команде пришлось сразу искать деньги на все проекты или организовывать что-то масштабное, возможно, центр бы долго не продержался, поэтому важно не ждать подходящих условий, а просто вести регулярную работу вместе с единомышленниками.
Медиапроект «Городские интонации» в этом сезоне реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
По всем вопросам вы можете обратиться:
press@urbanrenovation.ru