Как художник из Костромы в одиночку создал городской арт-кластер
Костромской ЦЕХ 1939 состоит из множества отдельных мастерских и принадлежит местному художнику Дмитрию Юдникову — здесь проходят лекции, фестивали, мероприятия и маркеты.

Дмитрий занимался проектом в одиночку и потратил около пяти лет на то, чтобы превратить заброшенный университет в четырехэтажную арт-резиденцию.
ЦЕХ 1939

«Благодаря отцу военному я много путешествовал по России, но вырос в Костроме и считаю себя полноценным костромичом. Это маленький исторический город с красивой архитектурой и кучей локальных производств», — делится Дмитрий.

На последнем курсе университета Дмитрий снял небольшую мастерскую на 25 квадратных метров и начал вести там уроки, чтобы окупить аренду. Через год соседка-фотограф предложила ему переехать к себе — так фотостудию и художественную школу объединили в одном помещении.

Еще через год ребята сняли помещение побольше, поняли, что 100 квадратных метров все равно не хватает и стали искать новое место. Дмитрий увидел подходящее объявление о продаже, взял ипотеку и несколько кредитов, но наткнулся на мошенника-риэлтора и потерял деньги. Он еще несколько раз терял большие суммы, пока не нашел местный институт, который распродавал комнаты. Дмитрий хотел взять всего парочку, но подумал, что если остальные помещения выкупит кто-то другой, будут проблемы с общей территорией — коридором и туалетами.

Семья продала квартиру, взяла кредит и вложила 6 миллионов в покупку всего третьего этажа площадью 400 квадратных метров. На ремонт, который Дмитрий делал с помощью знакомых, ушло еще 150 тысяч. В июле 2017 года здесь открыли творческие мастерские: комнаты снимали художники, музыканты и театралы. Постепенно ЦЕХ стал более коммерческим — сюда заехали местные бренды и театр кукол, появилась фотошкола, художественная и тату-студии, школа моделей, гончарная и столярная мастерские. За следующие 4 года Дмитрий выкупил еще 3 этажа.
«Я решил выкупить весь этаж, но денег у меня не было — только однушка и беременная жена. Так себе набор молодого инвестора. Тогда я пришел к жене, сказал, что нам нужно продавать квартиру. И она согласилась», — говорит Дмитрий.
Отопление, свет и крыша

Однажды третий этаж начало топить вместе со всеми картинами и вещами арендаторов. Оказалось, что этажом выше возникла протечка, ремонтировать которую институт отказался. Дмитрий решил, что нужно купить его в счет ремонта.

«Так я приобрел себе огромный геморрой. Когда мы оторвали ДВП с потолка, с него полилась вонючая черная жижа, посыпались тряпки и матрасы. Видимо, крыша текла, а туда просто положили одеяло. Ремонт был шикарный: выбило окно, а его завесили матрасом. Потом началось новое приключение: во всем здании резко отключили свет из-за долга. Я поехал в управляющую компанию, подписал новые документы. И угадайте, когда они хотели провести мне свет? Через год! Это был просто кошмар — я брал огромный кредит, чтобы выкупить четвертых этаж, и оказалось, что в здании нет даже света. Я почувствовал, что доигрался», — говорит Дмитрий.

Дмитрий договорился с рабочими из соседних гаражей: они просверлили окна и закинули в институт кабеля. Так в здание провели 10 киловатт электричества — этой мощности хватало для работы 5 электрических чайников, но ЦЕХ жил так три месяца. Потом Дмитрий договорился с частными организациями и вопрос со светом был окончательно решен. «Через год у нас выключили все отопление. Я пошел в ТТК, поговорил с сотрудниками, и узнал, что долг по отоплению составляет несколько миллионов. Получается, каждый год наступал период, когда я думал, что бизнесу конец», — вспоминает Дмитрий. Денег у института не было — решили продавать первые этажи. И хотя они выглядели неплохо, покупать их никто не стал.

«Я подумал, что никакому дураку кроме меня это не нужно. Я снова влез в огромные долги, позвонил в ТТК и переписал документы. На счету была каждая минута, арендаторы практически разводили внутри костры, а ТТК совсем не шевелился. Такое бывает — торопишься, а все будто специально делают все еле-еле», — рассказывает Дмитрий.

Теплоузел нуждался в ремонте, но рабочих уговорили включить отопление без дополнительной реставрации. На следующий год узел пересобрали и Дмитрий докупил оставшийся второй этаж — все здание обошлось ему в 40 миллионов. За ремонт канализации заплатили около 500 тысяч рублей.

Сейчас помещение площадью 36 квадратных метров ЦЕХ сдает за 10 800 рублей в месяц. Расходы на капитальный ремонт арендаторы делят пополам с арт-пространством.
Что будет дальше?

«Посетители приходят к нам волнами: например, в ковид ЦЕХ почти полностью опустел. Это важно, потому что люди — кровь здания, и если ее нет, проект не живет», — считает Дмитрий.

ЦЕХ — не просто арт-кластер. Он сам организует мероприятия, лекции и выставки. В 2019 году здесь впервые прошли фестиваль «ЭНТРОПИЯ» и маркет.

«Каждый наш резидент — отдельная интересная личность. Например, был парень, который устраивал перформансы, снимал разные видео и даже сделал огромный двухметровый горн. Под его звуки участники танцевали на крыше в костюмах голубей. А еще есть человек, который заходит в каждую комнату и предлагает организовать свадебный банкет. Приносит с собой кабель, колонку, бумаги с печатью и говорит, что нужно заключить договор. А потом добавляет, что уже договорился со всеми соседями. В общем чате его называют "Андрюша Банкет" и сразу закрывают двери, чтобы не зашел. Такое у нас здание — вход свободный, людей много», — смеется Дмитрий.

27 июля ЦЕХу исполнилось 5 лет. Дмитрий занимается им в одиночку — на втором году в пространстве появился администратор, но во время пандемии вакансия закрылась.

«У меня никогда не было другого выхода: либо ты говоришь, что банкрот и остаешься должен, либо решаешь проблему. Было очень тяжело. Но мне повезло, что арендаторы никогда не давили и относились с пониманием. Здесь все общаются и дружат между собой как в художественном общежитии. А еще нам каждый год подкидывали кота или кошку и теперь их у нас четыре. На пятый год я нашел собаку», — вспоминает Дмитрий.

В ЦЕХ приходит много людей — от мамочек с детьми до подростков, которые хотят повеселиться или купить что-нибудь. Любой желающий может провести здесь собственное мероприятие, даже не являясь резидентом.
«Когда я начинал, даже не отличал дрель от перфоратора — стоял с тысячью рублей в кармане и просто не понимал, что делать дальше. Но ЦЕХ — всего пять процентов от того, что задумано. У меня еще куча проектов, которые хочется сделать по всей России», — рассказывает Дмитрий.
По всем вопросам вы можете обратиться:
press@urbanrenovation.ru