Устlар: Как в лезгинском селе взялись за возрождение традиционных ремесел Дагестана
Цмур находится в 193 километрах к югу от Махачкалы. Если верить переписи, там живет всего 574 человека, но это не мешает лезгинскому селу быть известным на уровне всей страны.

О развитии местной школы написаны сотни статей и сняты десятки видеорепортажей. Пару лет назад весть о Цмуре дошла до выпускницы СпбГУ Кристины Бандзеладзе, которая без особых раздумий переехала из мегаполиса в дагестанскую глубинку и основала там ремесленнические мастерские, возрождающие уникальное многовековое наследие.
Первое знакомство

Кристина Бандзеладзе родилась в Ярославле и уехала учиться в Санкт-Петербург на музеолога. В университете она изучала культурное наследие и сохранение исторической памяти и буквально влюбилась в эту тему. За все 10 лет, что она привела в Питере, ей удалось поработать над направлением с разных сторон — через музейную и выставочную деятельность, развитие местного краеведческого сообщества «Знай город», опыт в сфере рекламы и даже съемку документального фильма про Соловки в составе команды «Давай останемся в России».
«Из поездок я все время привожу кучу бумажек-маркеров места. Само по себе исследование буквально стало образом моей жизни. Знакомства с разными сообществами привнесли в мое инфополе проекты, связанные с расширением возможностей образования в регионах, малых городах и селах, и я поняла, что туда мне тоже хотелось бы залезть.

Вообще-то я достаточно много работала с детьми, пока училась. В основном как групповод или экскурсовод: либо писала программу, которую дети исследовали через какую-то прогулку в городе, либо готовые экскурсии. И мне показалось, что инструменты работы с наследием хороши, чтобы помогать расширять горизонты там, где такой возможности нет», — говорит Кристина.
Постепенно она углубилась в сферу образования и даже подала заявку на общественную программу «Учитель для России» — правда, так и не поехала туда из-за работы над развитием киноцентра «Родина» и кинопроектами. Но мысль погрузиться в контекст сельского образования не покидала ее. Новый шанс Кристине предоставился отчасти благодаря проекту «Кружок» — когда-то команда записывала трогательный подкаст о селе Цмур в Дагестане, который врезался девушке в память. Уже потом, в 2022 году ее пригласили туда стать куратором в летнем лагере — и конечно, Кристина согласилась.
Новая жизнь сельской школы

История, люди и инфраструктура Цмура так впечатлили девушку, что после смены она почти без раздумий собрала вещи и переехала жить в село. Здесь Кристина живет и работает уже два года: сначала была координатором дополнительного образования в Центре творчества, а с 2024 года стала преподавать английский в местной школе.

Надо сказать, у школы есть своя интересная история. В 2016 году в село приехал меценат Марат Шайдаев с женой Евгенией Тюриковой, чтобы почтить память дяди-генерала, который когда-то жил в этих краях. Вид одноэтажного крошечного образовательного заведения, типичного для дагестанской глубинки, их очень огорчил. И так как у супругов была возможность повлиять на это, они решили создать благотворительный фонд «Село» и помогать селам вокруг.

В первую очередь фонд перестроил здание цмурской школы в современный образовательный центр. Она осталась государственной, но обрела статус не казенного, а бюджетного учреждения, что позволяет получать гранты. Постепенно сюда подтянулись дети из окрестных сел, и к настоящему времени в школу ходят уже 150 учеников — некоторые из них добираются до Цмура на специально выделенных автобусах.
«Я ездила по селам Дагестана, чтобы пригласить детей в наши проекты, и отметила, что в республике очень милые, домашние, приятные школы — хоть маленькие, хоть большие. То, что преображение случилось именно в Цмуре, — счастливая случайность.

Очень круто, если у детей есть возможность гордиться и восхищаться местом, где они учатся. И Цмур дарит это ощущение. Мне кажется, что когда выпускники поедут в большой город — скажем, в Махачкалу или Дербент, — то не будут чувствовать обделенность, потому что у них уже есть хорошая стартовая точка. Это, наверное, самое важное», — рассказывает Кристина.
Соприкосновение с наследием

Поездки по Дагестану открыли Кристине целую вселенную районных ремесленных центров. Своя специализация есть чуть ли не у каждого из многочисленных народов: например, лезгины славятся ковроткачеством и гончарным мастерством, кайтагцы — сложной вышивкой с древней символикой, а кубачинцы — узорчатыми ювелирными украшениями. Традиционные техники переходят из поколения в поколение с минимальными изменениями.

Но так как местность в Дагестане горная и добираться до районов бывает трудно, многие дети не могут познакомиться со всем разнообразием культурного наследия республики. Свои ограничения накладывает бюрократия, ведь чтобы вывезти куда-то группу несовершеннолетних, нужно заполнить кипу документов и согласовать выезд.

В раздумьях об этом Кристина начала понемногу формулировать идею авторского проекта «Устlар». Ей виделось несколько этапов: сначала популяризировать ремесла в дагестанских школах и среди молодого поколения, затем познакомить интересующихся с мастерами и современными дагестанскими художниками, а после организовать выставку их совместного ремесленного творчества в каких-нибудь музеях.

Ускоренный старт случился благодаря необходимости написать грантовую заявку на оснащение школьного кабинета технологии: девушка долго рассуждала над идеями и поняла, что сюда идеально ложится ее новая задумка. Так случилось, что она получила даже не один, а три гранта сразу — от Фонда президентских грантов, Президентского фонда культурных инициатив и от Министерства труда и социального развития республики Дагестан. Общая сумма составила 8 миллионов рублей.
«Непосредственно мастеров "старой лиги" в Дагестане очень много, и хвататься за них — буквально правительственная задача. Лично мне важно распространять эти знания: их ценность для туристов и исследователей из других стран уже дошла, осталось донести ее до местных.

Например, кайтагскую вышивку заметили уже после того, как зарубежный исследователь привез показать ее в европейских странах. Познакомившись с ним, местная жительница осознала, что то, чем занималась еще ее бабушка, — на самом деле не скучно и нуждается в сохранении. И вот уже больше 10 лет она своими руками возрождает ремесло: сначала обучала мастеров, а затем уже они стали учить детей, туристов и просто заинтересованных дагестанцев. Выросла целая сеть преподавателей!» — делится Кристина.
Сельские полевые исследования

На всех уровнях работы «Устlар» фокусируется на поиске локальной идентичности. Информацию собирают напрямую — буквально ходят по селу с опросником, который Кристина сделала вместе с коллегами. Из памяти жителей стараются вытащить максимум информации, чтобы поднять на поверхность каждую особенность местного мастерства.
«Музеи есть, но не везде, и с их фондами школы обычно не взаимодействуют. Между тем в них хранится много классных реликвий! Например, музей в здании администрации нашего села позволяет использовать разную утварь для фотоуголочка: старинные ковры, сундуки, прялки, какую-то посуду. Иногда моя коллега ходит на уроки ИЗО и делает зарисовки, чтобы показать все детям. И это супер! Инструмент, на самом деле, очень простой и требует всего лишь договоренности с музеем, но эффект от него получается долгосрочный», — рассказывает основательница проекта.
Методике исследования обучают и детей — это один из этапов урока технологии, на котором им предстоит создать что-то по мотивам национальных ремесленнических традиций своими руками. Преимущественно занятия посещают школьники 13-17 лет, так как для начальных классов воспроизвести сложные технологические процессы даже в облегченной форме трудновато. Поначалу для учеников из Цмура классы по ремеслу были обязательными, но со временем они начали сами вовлекаться в процесс.

«Устlар» действует на базе центра дополнительного образования в Цмуре, поэтому проходить курсы постоянно могут только ученики цмурской школы. Но для остальных проект устраивает мастер-классы в формате интенсивов. Как правило, в группу набирается около 18 человек. На сегодня занятия посетили гости из 10 школ Дагестана — в последнее время все чаще это школьники из сел Сулейман-Стальского района.
«В марте мы проводили мастер-класс для школьников из Хрюга. Пока наши преподавательницы обучали приезжих детей ковроткачеству на маленьких ручных станках, в мастерскую постоянно прибегали цмурские девчонки и мальчишки, которые хотели что-то доделать.

И мне кажется, нам удалось обустроить в школе в отдельном домике подобие "третьего места" — то есть ребята присвоили формат некогда новой деятельности и ходят заниматься с удовольствием. Я думаю, первоначальное насаждения было правильным, потому что возымело свой эффект», — рассуждает Кристина.
Вклад в развитие педагогов

Не менее важно для «Устlара» вовлекать в процесс преподавателей. На первом этапе методисты и центр управления образованием рассылали по районным учителям ИЗО и технологии анкеты для записи. Постепенно преподаватели собрались в группу, которая теперь уже пополняется по принципу сарафанного радио. Через профессиональные семинары и вебинары педагоги ремесленных центров и мастера доносят до школьных учителей ценность национального наследия и показывают, как на самом деле просто разнообразить занятия с детьми. В среднем на специальные мастер-классы для учителей приходит порядка 20 человек — набор зависит от темы.
«Всем учителям после семинаров мы оставляем рабочие материалы и передаем коробку с ручными инструментами — например, после мастер-класса по ковроткачеству подарили ручные станочки. Пока по одному, но потом сделаем минимальный набор на каждую школу, которая принимала участие в занятиях проекта.

Надо сказать, у нас нет цели продемонстрировать, будто мы что-то знаем лучше всех. Главное — показать учителям их же деятельность под другим углом. Наверняка они уже пробовали что-то делать со своими детьми — позже мы будем проводить опрос, насколько им удалось внедрить новые практики и как они это сделали», — объясняет Кристина.
Планы на год

Перед проектом стоит несколько амбициозных задач: расширить опыт взаимодействия школ всех районов с ремеслом; связать мастеров с образовательными организациями Дагестана и помочь им решить проблему оснащения кабинетов технологии через консультации и шеринг личного опыта. Еще Кристине хочется, чтобы у «Устlара» появился свой медиаресурс, где можно за пару кликов выяснить, каким ремеслом исторически занимаются в разных районах Дагестана, изучить особенности и попробовать повторить.

Последние месяцы свои силы она вкладывает в организацию специальных событий. В мае Кристина запланировала большую традиционную ярмарку ремесел и презентации рабочих материалов, а ближе к лету — открытие выставочного пространства с работами, которые дети выполнили на занятиях. В июне на базе школы в Цмуре под эгидой «Устlар» пройдет первый крупный фестиваль с серией мастер-классов от районных ремесленников и друзей из арт-резиденции «Сильно» и проекта «Ремеслов». Ближе к событию анонсы появятся в соцсетях проекта — на событие ждут не только дагестанцев, но и туристов со всей страны.
Медиапроект «Городские интонации» в этом сезоне реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
По всем вопросам вы можете обратиться:
press@urbanrenovation.ru