Как молодое артбюро преображает детские учреждения и городское пространство Томска
София Рено
Директор и идейный вдохновитель артбюро «Van&Gog»
Софии Рено 26 лет. Она живет и работает в Томске — сибирском городе-полумиллионнике, известным своими университетами и прекрасно сохранившимся деревянным зодчеством. София — директор и идейный вдохновитель артбюро «Van&Gog», которое занимается росписью стен и фасадов, в частности, детских бюджетных учреждений.
Как все начиналось

Артбюро «Van&Gog» официально было открыто в конце 2021 года. Неофициальную деятельность бюро ведет с 2018 года, когда София реализовала свой первый социальный проект в родном поселке — художественное оформление трансформаторной подстанции.

«Мне уже тогда многие просто так помогали, потому что я встретила тех, кто так же как и я горит идеями. Было жгучее желание добавить красок в окружающую действительность. Мы с сестрой участвовали в конкурсе при Школе Активного Действия и заняли первое место в области. После этого было долгое затишье и небольшие проекты, путешествия и защита диплома бакалавра», — рассказывает София.

Творчество снова начало активно проявляться в 2020 году. На фестивале сельского стрит-арта «Ван Гог в гостях у Гауди» Софии с сестрой немного не хватило до победы, но уже в следующем году им удалось отыграться и занять первые места. После этого София решила заняться преображением детского учреждения — выбор пал на дом детского творчества «Искорка».
Дом детского творчества «Искорка»

«Решение что-то делать возникло из сердца — я поняла, что одним из основных направлений моей деятельности будут благотворительные проекты для бюджетных детских учреждений. Среда, в которой растут дети, с эстетической и образовательной точки зрения крайне важна. Окружающая действительность может подсознательно как вдохновлять, так и подавлять психоэмоциональное состояние детей и тех, кто их обучает», — делится София.

Все началось с росписи одного кабинета «Искорки» в рамках Национального проекта «Образование». Целью проекта было привлечение детей к дополнительному образованию и создание новых рабочих мест для педагогов. Софии удалось расписать помещение своими силами и средствами, не привлекая дополнительных бюджетов.

«У этой программы был свой собственный брендинг, стиль, и мне оставалось только взять готовые паттерны и реализовать их на стене. На тот момент времени искать спонсоров не было, так как нужно было успеть все сделать в течение зимних каникул. Все договоренности уже были, поэтому отступать было некуда. В целом все получилось здорово: об этом сняли видео и отправили в вышестоящие инстанции, которые одобрили работу и выделили средства для дальнейшего оснащения кабинета», — вспоминает София.

После этого София устроилась работать на полставки непосредственно в «Искорку» и продолжала расписывать здание, уже будучи сотрудником учреждения.
«Я подумала, что еще могу сделать для "Искорки", и загорелась идеей дальнейшей росписи помещения. Мы обсудили это с администрацией, они одобрили мое предложение. Поэтому далее работа уже велась с привлечением бюджетных средств — часть краски закупалась администрацией, а я привлекала краску с моих коммерческих проектов. Все, что могла достать своими силами, приносила туда», — говорит София.

Суммарно было расписано около 500 квадратных метров, около 300 квадратных метров пришлось только на фасад. В летний период в росписи здания помогали педагоги.

«Совместно с директором "Искорки" мы координировали работу — я утверждала идеи и эскизы, а дальше уже руками педагогов, меня и моей команды это все реализовывалось. Мне было интересно, мне было классно, меня поддерживали. Передо мной было полотно, на котором я могу творить. Было, конечно, и тяжело — в первое лето мы расписывали фасад с пожарной лестницей, только потом для работы приобрели автовышку. Это фантастика, так вообще никто не делает. Постоянно туда-сюда бегать по лестнице очень сложно. Но на тот момент я этого не осознавала, потому что у меня все горело от масштаба и от того, что это реально сделать собственными силами», — вспоминает София.

Помимо основной команды и педагогов, участие в работе над росписью «Искорки» принял московский художник Никита Ходак, с которым София познакомилась на томском фестивале уличной культуры STREET VISION.

«Поскольку я человек любящий не только сердцем, но и интеллектом, меня поразили работы Никиты и тот смысл, который он в них зашифровывает. Так получилось, что на фестивале, куда его пригласили, ему в силу обстоятельств не досталось стены для работы, поэтому я предложила ему вместо этого присоединиться к росписи "Искорки". Никита придумал эскиз для фасада, который был связан с его внутренним ощущением радости. И так как все его работы достаточно технологичны и расположены на стыке разума и эмоций, это было с использованием искусственного интеллекта. К сожалению, Никите пришлось уехать в соседний город, и я уже доделывала работу по его эскизу. Но это был тоже крутейший опыт, который позволил мне поверить в себя и понять, что все задуманное реально можно воплотить», — рассказывает София.

Благодаря усилиям Софии с командой и сотрудников дома детского творчества всю работу удалось осуществить с минимальным бюджетом.
«Я разговаривала с руководителем одного томского агентства по росписи стен, и он мне почитал роспись только одного фасада тысяч в 600. Это включало в себя работу художника, автовышку, строительные леса, материалы и так далее. Мы же своими силами сделали фасад за сто тысяч максимум. Мне сложно перевести в цифры все наши материалы и то, что заказывало само учреждение, но и в целом все получилось максимально экономно. Я и сама работала за ставку сотрудника и не брала дополнительной оплаты за работу художника», — объясняет София.
Другие проекты и дальнейшие планы

Деятельность артбюро не ограничивается «Искоркой», помимо этого у них есть достаточно много коммерческих и частично коммерческих проектов. Заказчиком артбюро является Русское Географическое Общество, для которого был сделан большой мурал с портретом географа и исследователя Григория Потанина площадью в 110 квадратных метров, а сейчас разрабатывается сложный и масштабный проект на фасаде исторического здания краеведческого музея. Один из самых красивых и уже готовых проектов — «Журавли» на стене деревянного дома на улице Бакунина.

«Томск, как известно, славен деревянным зодчеством. Поработать с этим домом нам предложили друзья — город у нас небольшой, многое осуществляется через знакомых. Само место потрясающее, очень мощное энергетически. Теперь на нем расположились два журавля — китайцы, например, видят в журавлях единство семейных ценностей, символ благородства, благополучия, здоровья», — говорит София.

Среди основных планов на будущее артбюро — работа с детскими домами. Для проведения работ в одном из них София подавалась на грант, и хотя выиграть его не удалось, она не теряет надежды, что все получится.

«Я думаю, что мы своими силами найдем спонсоров и реализуем проект с детским домом. Это очень тяжелое место, когда я захожу туда, у меня все внутри щемит, его стены пропитаны чем-то таким, что сложно описать. И если я могу что-то сделать, чтобы это изменить, хотя бы даже визуально, то я постараюсь это сделать. Сейчас я изучаю энергорисунки, и согласно этой концепции каждый цвет имеет определенную вибрацию — если заложить в нее позитивный смысл, то сам рисунок будет излучать этот смысл. Я уверена, что среда очень влияет на тех, кто в ней находится, поэтому, надеюсь, у меня хватит сил, ресурса и вдохновения все это реализовать», — делится София.
По всем вопросам вы можете обратиться:
press@urbanrenovation.ru