«Очень сложно посчитать собственный вклад, когда занимаешься любимым делом». Анастасия Дёмина —
о геймификации городского пространства
ВелоQUIZ — это игра, в основе которой лежит проверка физических и интеллектуальных способностей участников. Никто из них не знает место начала маршрута, контрольные пункты и финиш — их нужно искать по подсказкам на экране смартфона, параллельно отвечая на вопросы по теме велозаезда.

Сейчас в викторине участвуют около 250 жителей Иркутска, 10% которых — постоянные игроки. Бюджет на разработку и поддержку проекта составил около миллиона рублей, а на запуск проекта было потрачено 2 года. В этом году ВелоQUIZ выиграл президентский грант на летние заезды в десяти городах России. Фандрайзер и автор игр Анастасия Демина рассказала, как они с мужем решили создать новый проект с нуля, где брали деньги и почему запуск был таким долгим.
Концепция и запуск викторины

Идея создать ВелоQUIZ пришла Александру Демину в 2018 году. Он хотел создать игру, которая была бы доступна любому человеку круглые сутки и не требовала бы участия организаторов. Тогда он начал работать над квизом самостоятельно, а ближе к моменту запуска в процесс включилась его супруга Анастасия. Сейчас она фандрайзер и автор игр.

«Весь первый год работы мы занимались проектом только вдвоем без посторонней помощи. Мы разработали движок с сайтом, а весной 2020 года запустили проект. В Тогда же у нас появились партнеры в других городах, которые с нашей помощью организовали игры у себя», — рассказывает Анастасия.

Весной 2020 года первый веломаршрут в сервисе Strava опробовала незнакомая семейная пара. Они оставили положительный отзыв и авторы решились провести массовый заезд. Для этого подготовили квиз про историю Иркутска, анонсировали его в городских пабликах, приурочив ко Дню города. Во время заезда всплыло много ошибок в авторизации и работе веб-приложения, но людям понравилась идея — все отклики были положительными, участники ждали выхода новых маршрутов.

Сейчас в игре зарегистрировались около 250 иркутян, 10% которых не пропускают ни одной игры. Обратная связь от властей была положительной и сейчас все мероприятия проводят при их поддержке. Все благодаря тому, что создатели приняли участие в городском конкурсе «Миллион на добрые дела» — проект занял первое место в номинации «Наследие города Иркутска».
«ВелоQUIZ — это смесь соревнований по спортивному ориентированию и обычной викторины. И то и другое знакомо людям уже давно, но в нашем случае упор при проектировании делался не на изобретение нового, а на автоматизацию процессов и максимальное внедрение современных информационных технологий», — рассказывает Анастасия.
Правила просты: необходимо зарегистрировать профиль на сайте и подать заявку на участие в игре — можно проходить маршрут как самостоятельно, так и группой. После старта на экране телефона игрока появляется индивидуальный таймер, показания которого после прохождения маршрута используют для выбора победителей.

Задача спортсменов состоит в том, чтобы с помощью трех подсказок определить местоположение контрольной точки. На ней необходимо ответить на бонусный вопрос — каждый правильный ответ уменьшает время таймера. Размер бонуса зависит от местоположения контрольной точки, а также от сложности вопроса и скорости получения ответа на него. Также в игре также есть система штрафов за пропущенные точки.

После посещения всех контрольных точек и ответов на бонусные вопросы, участник получает свой результат — итоговое время заезда.
Источники финансирования и адаптация города под игровой формат

Общий бюджет проекта без учета собственного труда до момента анонса и запуска игры составил 620 рублей за 4 года — это оплата доменного имени veloquiz.ru.

Дополнительное финансирование появляется благодаря участию в конкурсах. Например, в прошлом году проект получил президентский грант в 500 тысяч рублей на проведение 10 игр в разных городах России — они запланированы на вторую половину июня и подготовка уже идёт.

Геймификация — это трансформация спорта в игру. Этот метод не только превращает знакомые улицы в игровую площадку, но и позволяет жителям лучше узнать историю и культуру города. Цель ВелоQUIZ — заставить участников свернуть со своих привычных маршрутов и посетить достопримечательности, о которых они и не догадывались.
«Первоначальный бюджет уходил на создание приложения и организацию игр, все оплачивали из своего кармана» — уточняет Анастасия. — «На втором году жизни проект начал приносить небольшой доход, преимущественно от побед в конкурсах».

Ежемесячно на проект уходит около 2000 рублей: это затраты на связь, доменное имя сайта и аренда сервера. К переменным затратам можно отнести «запуски новых городов» и подготовку к каждому масс-старту. Здесь же нужны реклама, SMM, награды участникам, мерч для соорганизаторов, обучение партнеров, которые с нашей помощью составляют маршруты и проводят заезды, и сама разработка игр. Запуск каждого нового города обходится примерно в 20 000 рублей. Сейчас викторина доступна уже в 9 городах: Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Волжском, Иркутске, Ангарске, Похвистнево, Ставрополе и Стерлитамаке.

Себестоимость проведения одного заезда на 30-50 человек без учета рекламы и награждения участников — 15 000 рублей. Часть этих расходов — собственный труд организаторов и участие партнеров в городах.

«Если оценивать весь труд и затраты на разработку, то цифра близится к миллиону рублей, а может и давно перевалила за этот рубеж. Очень сложно посчитать собственный вклад, когда занимаешься любимым делом» — добавила Анастасия.
По всем вопросам вы можете обратиться:
press@urbanrenovation.ru