Белое чудо: Как в поселке Крестцы возродили народный промысел 18-го века
В поселке Крестцы в Новгородской области живет чуть больше 8 тысяч человек. В принципе, это такой же поселок, как и сотни других в России. Есть краеведческий музей, памятник Владимиру Ленину, центральный рынок, но одно обстоятельство выделяет Крестцы.

Три столетия назад местные жительницы придумали технику вышивки, какой не было еще ни в России, ни за ее пределами. Спустя века о ней будут говорить, как о Крестецкой строчке, но тогда сами мастерицы называли ее белым чудом. Потому что ткали белыми нитками по белой ткани.
За салфетками и платками с этой вышивкой в Крестцы зачастили купцы. Текстиль с белым чудом стали преподносить в подарок императорам и их приближенным, а те, в свою очередь, отправлять за границу.

Сначала мастерицы вышивали по домам, передавали умение по наследству. В 1860-м году в поселке появились первые артели, а в начале 20-го века открыли фабрику. Она пережила революции, Великую Отечественную войну, но не справилась с 90-ми: «развалилась».
Наши дни

Еще на подъезде к Крестцам нашу компанию встретил указатель «Крестецкая строчка», чуть позже - еще один. Когда навигатор все же завел не туда, мы решили спросить дорогу у местных.
- «Крестецкая строчка»? Прямо езжайте, - сразу отозвался проходящий мужчина. - До конца дороги, там увидите. Мимо не проедете. Сразу ее узнаете.
Оказалось, каждый житель точно знает, как пройти или проехать к фабрике. А заодно и историю ее восстановления. Возрождение «Крестецкой строчки» стало для поселка праздником. И даже привлекло туристов.
Добро пожаловать

Мы подъезжаем к кирпичному зданию. На нем надпись: «1860» — год основания фабрики. И рисунок белой краской в виде крестецкой вышивки.
На крыльце нас встречает новый директор фабрики — предприниматель Антон Георгиев. Он живет в Санкт-Петербурге, а сюда приезжает по необходимости. В этот раз, чтобы встретиться с нами.
Благодаря петербургскому бизнесмену Россия и мир снова заговорили о забытом народном промысле. В 2015-м году Антон Георгиев случайно оказался в Крестцах, ему показали заброшенную мануфактуру, рассказали о белом чуде.

Сейчас он, смеясь, вспоминает, как жена просила не браться за фабрику. Здание стояло в ужасном состоянии. Нужно было менять все, кроме кирпичей. Но как только Антон узнал древнюю историю белого чуда, решил — будет восстанавливать.
- Это удивительная вышивка, - говорит хозяин фабрики, показывая нам скатерть 18-го века. — Это полностью ручная работа. Иногда вышивальщицы месяцы тратили на одно изделие. Иногда год, а то и два. Я хотел, чтобы все узнали о Крестецкой строчке, снова о ней заговорили. Хотел, чтобы вот эта красота не пропала.
Антону пришлось не только «поднимать» здание фабрики, но и разыскивать в поселке женщин, которые умели вышивать. С помощниками они ходили от дома к дому в поисках тех, кто еще не забыл народный промысел.
- Так мы познакомились с Натальей, - вспоминает Антон. — Ее бабушка работала на фабрике до того, как она закрылась. А Наталья в детстве к ней на работу приходила и училась этому делу. Нашли мы и еще нескольких женщин, чьи родственницы тут когда-то работали. Но сложно было их уговорить прийти работать на фабрику. Они нам не верили, что производство снова оживет, понимаете?
Тем не менее, фабрика заработала. Спустя почти 30 лет. Сегодня на ней трудятся 80 мастериц.
С чего начать?

Художник Мария Афанасьева работала на фабрике еще до развала. Основные традиционные узоры она знает наизусть. Ее задача составить из исторических деталей новые рисунки.
- Есть база элементов, - объясняет Мария Афанасьева. - Мы никогда их не считали, а потом нас стали спрашивать: сколько, сколько элементов. Ну, мы решили подсчитать. Более 200-т получилось. Но вот в процессе творения нам все равно удается что-то новенькое изобрести.
Мария Афанасьева работает по старинке: простым карандашом зарисовыет детали для будущей вышивки. На фабрике не против такого подхода, но все равно пользуются и новыми технологиями. Базу элементов занесли в компьютер. За ним, орудуя уже не карандашом, а мышкой, узоры составляет дизайнер. И заодно сразу тиражирует.
Пора на ткань

Рисунок переносят только на ткань полотняного переплетения. При таком лицевая и изнаночная сторона выглядят одинаково. Это важное условие для Крестецкой строчки.

Чаще всего работают со льном и хлопком. Сначала полотно готовят: разрезают на кусочки (их на фабрике называют купонами) и передают в цех заготовки под ажур. Или как называют его мастерицы между собой — цех держки. Потому что здесь выдергивают ниточки из ткани - так делают основу для вышивки.
- Нам приносят описание, - не отрываясь от работы, рассказывает нам заготовщица изделий под ажур Вера Маршалко, - мы смотрим на план, который нам передает художник. Здесь написано, сколько нам надо отступить от края, сколько отмерить, что надо выдергать: колышки или мережки, какой рисунок.
Мережка — это широкая линия, колышек — узкая. Нитки для них выдергивают руками, а после этого вооружаются маленькими ножничками. Кончиком, чтобы не разрезать, подцепляют нити и вытаскивают. Получается сетка, на которую уже вышивальщица навьет рисунок.
Мастерица садится за пяльце. Левую руку опускает под него, правую держит наверху. Иголка то и дело ходит вверх-вниз. Так вышивальщица обвивает основу стежками. Очень плотно.
Иголка при этом нужна маленькая — так удобнее и быстрее. Поэтому обычный «инструмент» мастерицы ломают и слегка затачивают, чтобы пальцы не колола.
И на машинке можно

Раньше вышивали исключительно вручную. Теперь — только если узор такой сложный, что машинка с ним не справится. В остальных случаях выручает техника. Подключить ее к производству смогли еще в прошлом веке и благодаря этому ускорили производство. Впрочем, такая вышивка тоже считается ручной, но с применением машинки.
Технология такая же, что и при ручной работе: поместить заготовку под ажур в пяльце и обвить сетку. Только девушки перемещают не иглу, а изделие под ней. Скорость при этом регулируют ногой.
- Это очень сложно, просто поверьте! — говорит вышивальщица Надежда Жукова. — Самое основное, что здесь нужно уметь — это попадать в такт, видите? Посмотрите на мои руки: они идут медленно. А теперь я увеличиваю скорость, и пяло начинает двигаться быстрее.
Если сравнить две работы — современную и 19-го века, разницы в узорах и технике выполнения почти не видно.
- Слева — скатерть полностью сделанная вручную около 100 лет назад, - помогает сравнить нам директор фабрики Антон Георгиев. - Справа —наша, которую на машинке сделали. Полностью ручная — она полегче, но та, которая сделана на машинке, в быту, может, даже удобнее, потому что у нее жесткая намотка. Ее можно стирать в машинке в ручном режиме, вообще без проблем. С ней ничего не будет. Самое главное, что и у исторической, и у нашей, современной, нет изнаночной стороны. Она одинаково выглядит с двух сторон.
Финальные этапы

Готовые изделия утюжат. Но разгладить натуральную ткань не так-то просто. Современным отпаривателям нужно много времени, поэтому предпочтение в Крестцах отдали чугунным утюгам: ну и пусть, что весит один такой 8 килограммов.
Теперь изделия разложат по коробкам. Несмотря на то, что на фабрике в основном машинная вышивка, почерк у каждой мастерицы все равно индивидуальный. Поэтому на каждую упаковку обязательно помещают наклейку, на которой написана фамилия вышивальщицы.
Современный подход

Сегодня в магазинах Санкт-Петербурга и Москвы можно найти не только салфетки и скатерти с крестецкой строчкой. Жена директора фабрики — Александра Георгиева — дизайнер. Она внедряет народную вышивку в современную одежду. Разрабатывает модные коллекции, участвует в показах.
К тому же, если раньше в Крестецкой вышивке участвовали только белая ткань и белые нитки, теперь на фабрике реагируют на запросы клиентов: добавляют новые цвета. Так что сейчас Крестецкая строчка — это не только белое чудо, но и красное, и голубое, и чудо любого цвета.

  • Ирина Мокрецова
    Автор материала
    Материал подготовлен в рамках Всероссийского конкурса авторов позитивного контента проекта «Клуб креативного жителя».
По всем вопросам вы можете обратиться:
press@urbanrenovation.ru