Как найти деньги на проект: Три истории от авторов инициатив со всей России
Живя в небольшом поселении или городе, мы часто мечтаем о том, как сделать его лучше. Бывает, что хорошая идея о преображении дорогих сердцу мест есть, а вот ресурсов и людей рядом, готовых поделиться ценным опытом и информацией нет.

«Городские интонации» поговорили с тремя героями, которые нашли и проложили путь к тому, чтобы создать в своем городе новые точки притяжения, масштабные мероприятия, меняющие уклад жизни горожан, сохранить историческое наследие и привлечь ресурсы на спасение ценных культурных объектов.

О том, как найти возможности для развития своего проекта, читайте в материале!
История Александра Савичева, который сделал так, что про Сысерть теперь знают модные урбанисты, краеведы и туристы.

Александр Савичев — архитектор, бакалавр-географ, педагог, мастер по сохранению культурного наследия, экскурсовод и краевед. Кстати, подкаст с ним можно послушать по ссылке.
«Еще в 12 лет меня заинтересовала история Сысерти, во многом благодаря родителям, которые поощряли мое увлечение историей. Я прочитал, что в Сысерти были античные скульптуры и меня это тогда очень поразило. Я тогда учился в художественной школе. Откуда в Сысерти могли появиться такие скульптуры? Тогда и зародился интерес, который с годами перерос в любовь и уважение к родному городу», — вспоминает Александр.
Александр стал проводить экскурсии по Сысерти еще в 19 лет. Тогда, в 2014 году, он начал открывать интересные факты о городе как жителям, так и туристам, которых в Сысерть Александр приглашал через свои соцсети.

С годами его интерес к истории города и сохранению культурного наследия перерос в профессиональную деятельность. Александр получил образование мастера по сохранению культурного наследия, а в 2020 году у него появилась идея создать Сысертский музей на заводе.
Вдохновением и отчасти толчком к тому, чтобы развивать именно музейный проект, стал креативный фестиваль «Лето на заводе», который с 2020 года проходит в Сысерти. Тогда Александр понял, что у людей есть масштабный запрос на такой проект про «душу» и историю завода завода Турчаниновых-Соломирских. Тогда он решился рассказал о своей идее создать музей на заводе в соцсетях и получил большую поддержку.
«Я в соцсетях написал, что у меня есть мечта: хочу открыть музей. За 2 месяца через соцсети насобирал 367 тысяч рублей. Уже 7 ноября открыл первую экспозицию на заводе», — вспоминает Александр.
Первая экспозиция была создана за два месяца силами и при поддержке неравнодушных организаций и волонтеров. Александр подмечает, что при работе с краудфандингом крайне важна прозрачность. Люди должны вам доверять и видеть результат. Тем, кто жертвует и вкладывается своими ресурсами, будь то ящик саморезов на строительство или круглая сумма, нужно знать, на что идут собранные средства.

Не стоит недооценивать силу социальных сетей, благодаря которым ваш проект может получить широкую огласку. Смелее делитесь своими планами и мечтами с окружающими, так вы найдете неравнодушных людей и единомышленников или даже создадите целое сообщество.

Вспоминая о том, как Александр создавал один проект за другим, он отметил, что ресурсы всегда находил через коммуникацию и вовлечение.
«Если у вас также, как и у меня, нет карманного миллионера, то нужно применять инструменты тактического урбанизма или действовать так, как в сказке, когда создавали колобка — скрести по сусекам, по коробам мести», — подмечает Александр.
Отвечая на вопрос о том, как привлекать ресурсы на такие инициативы, как Музей на заводе, основатель проекта отмечает, что по его личному опыту лучше искать не спонсоров, а партнеров. Один из ключевых навыков в том, чтобы войти в положение другой стороны и понять, что важно и нужно этой стороне от участия в проекте, будь то волонтер или инвестор. Каждый участник должен четко понимать, что он получит от участия.
История Анор Тукаевой о том, как сохранить руины храма и память затопленного вологодского села Крохино

Анор Тукаева — основательница фонда «Крохино». Более 15 лет она занимается спасением уникального объекта, храма-маяка в затопленном селе Крохино, и созданием музея о затопленных территориях и исчезнувших деревнях Белозерья.
Подробный материал о спасении храма уже выходил и его можно почитать по ссылке.

Фонд «Крохино» существует за счет пожертвований с 2011 года. С того времени и по сегодняшний день фонду удалось собрать более 40 млн. рублей.

Первые годы Фонд поддерживали волонтеры, которые узнавали о проекте от Анор, через ее социальные сети. В основном это были люди из столиц, но встречались и люди из далеких уголков нашей необъятной.
Сегодня работу фонда поддерживают волонтеры — их больше 20 человек, они помогают в организации работ, расшифровывают интервью, обрабатывают фотографии, работают в архивах.

По словам Анор, большую роль в поддержании деятельности по спасению крохинского храма играют пожертвования. Именно благодаря пожертвованиям дело продолжает жить.
«Как у благотворительного фонда у нас несколько источников финансирования: пожертвования юридических лиц, физических лиц и гранты. Но мы стараемся придерживаться равных долей: по трети от каждого источника», — уточняет Анор.
Для сбора средств с помощью краудфандинга Анор, как и многие активисты, использует ресурс Планета.ру. В России это очень популярная платформа, которую также можно использовать как дополнительный канал взаимодействия и соприкосновения с новыми аудиториями, которым может быть близок ваш проект.

Например, так получилось у фонда «Крохино» с компанией МТС. МТС в рамках проекта «Культурный код» поддерживает некоммерческие инициативы, занимающиеся сохранением культурного наследия в России.
«МТС на нас сами вышли. Компания пришла к нам и предложила издать тот материал, который мы издавали через Планета.ру в дополнительном формате. Это были календари и открытки в сказочном стиле с документальными историями переселенцев села Крохино. Такая сказочная-документалистика. И вот так мы издали незапланированный набор открыток», — говорит Анор.
За 15 лет, что Анор занимается сохранением культурного наследия, она поняла, что коммуникации нельзя переоценить.
«Чем больше языков, через которые вы можете донести ценность вашей инициативы, и чем больше точек соприкосновения, тем больше шансов найти «ту самую» аудиторию и, соответственно, поддержку. Иногда это позволяет закрыть недостаточность ресурсов внутри команды», — советует Анор Тукаева.
Мы спросили Анор, что на ее взгляд, наиболее важно в самом начале пути. Она ответила так: «Для новичков на этом пути важно задуматься о целеполагании. Подумайте о следующем: какие планы у вас на этот проекта? Где вы видите себя и свою команду через 5-10-15 лет? Разработав стратегию развития для себя и своей команды, все остальные аспекты автоматически встанут на свои места».
История Ивана Свистунова о том, как создать эндаумент фонд для развития небольшого уральского города

Иван Свистунов — директор АНО «Агентство городских инициатив». Как все начиналось: в 2010 году Иван и его друзья решили создавать больше активностей в родном городе Добрянка, куда они все регулярно приезжали из Перми, где тогда учились. И с тех пор стали проводить в Добрянке фестивали, образовательные проекты и акции, создали свое медиа, открыли НКО и запустили эндаумент фонд «Добрянка».
Подробнее о проектах Ивана в Добрянке и о Фонде «Добрянка» можно почитать в материале по ссылке.
Иван вспоминает, что в самом начале все активности в Добрянке они реализовывали своими усилиями и без какого-то дополнительного финансирования.
«Мы не скидывались, мы определяли, что нужно для мероприятия, а потом каждый по мере своих возможностей что-либо покупал. Технику мы никогда не арендовали — нам давали ее безвозмездно в школе, в которой мы учились. Аниматоров не нанимали — сами придумывали сценарий и сами были аниматорами, иногда приглашали друзей или знакомых, например, исполнить песню или станцевать.
«Иногда продавали мыльные пузыри и воздушные шары во время мероприятия, а вырученные деньги тратили на следующее мероприятие», — говорит Иван.
Далее Иван решил, что нужно играть «по-крупному». Первым самым крупным проектом стал Фестиваль сладостей, для проведения которого он основал НКО «Агентство городских инициатив» и выиграл 180 тысяч рублей.
«До этого момента мы использовали только собственные ресурсы и города. А после создания НКО стали привлекать ресурсы за пределами города», — говорит Иван.
Сегодня в команде НКО 10-15 человек. Часть людей постоянно заняты в организации мероприятий, а другие подключаются по возможности и необходимости. Все они получают гонорары с грантов.

Как говорит Иван, от 90 до 95% бюджета фонда — это гранты. Осознавая, что большая грантовая зависимость бюджета для проекта— это плохо, в 2023 году Иван с командой начали формировать целевой капитал (эндаумент). Они зарегистрировали Фонд «Добрянка» и начали собирать в эндаумент пожертвования.

К текущему моменту собрали почти миллион, что составляет почти 30% от той суммы, которая по закону необходима, чтобы эндаумент начал работать.
«Когда мы соберем необходимые 3 млн. руб, эти средства мы никогда не будем тратить, а наоборот, инвестируем в ценные бумаги. Тратить на проекты будем только доход от инвестиций. Как показывает опыт аналогичных фондов, в среднем такие благотворительные инвестиции приносят около 10% ежегодно. То есть, эндаумент позволит нам ежегодно получать на новые проекты около 300 тыс руб.», — говорит Иван.
Резюмируя три истории героев, мы составили перечень основных инструментов для того, что запустить свой проект и поддерживать его работу:
1
Социальные сети и собственный блог
Старайтесь вести соцсети и рассказывать о своих начинаниях и планах (пока это бесплатно). Вспоминайте историю Александра Савичева, который рассказал о своей мечте открыть музей на заводе, через соцсети собрал средства и нашел помощь волонтеров.
2
Коммуникация и вовлечение
И снова про связи, но на этот раз про живое общение. Участвуйте в создании схожих вашему проектов, ищите единомышленников и помогайте им вниманием или, по возможности, рублем и другими ресурсами, доступными вам. Проявляйте внимание и интерес к инициативам коллег по цеху, включайтесь и объединяйтесь в сообщества. Особенно в сфере сохранения культурного наследия очень важна поддержка.
3
Краудфандинг
Когда вы составили финансовый план и определили, сколько денег вам необходимо для запуска проекта, можно открыть сбор средств через платформу Планета.ру.

Вспоминайте Анор Тукаеву, которая благодаря краудфандингу уже 15 лет спасает затопленный храм в Крохино. А еще это дополнительный канал соприкосновения новой аудитории с вашим проектом.
4
Участие в грантовых конкурсах
Крупные суммы, исчисляемые сотнями тысяч и миллионами рублей, можно получить через участие во всероссийских грантовых конкурсах. Иван Свистунов выиграл первые 180 тысяч рублей в рамках конкурса «Культурная мозаика‎»‎ от фонда Тимченко. Следите за Президентским фондом культурных инициатив, обновляйте сайт Президентских грантов РФ, для молодежи актуален ресурс «Росмолодежь» — вкладка «гранты».
5
Фонд и АНО
Если Вы хотите зарегистрировать организацию для развития спорта в своем городе или творческую мастерскую, и вашей организации будут оказываться услуги — то необходимо регистрировать Автономную некоммерческую организацию (АНО). Тогда юридически вы сможете оказывать услуги.

Если ваша главная цель — исключительно сбор средств, то нужно регистрировать Фонд.

Эндаумент фонд — такой фонд состоит из целевых пожертвований меценатов и крупных частных или коммерческих инвесторов. Такая юридическая форма организации выгодна для всех, кто причастен к капиталу, поскольку обеспечивает стабильный растущий источник финансирования разных программ, исследований, социальных проектов и полезных для общества инфраструктурных объектов.
Выберите то, что больше вам подходит, и тогда вы откроете больше возможностей для финансовой поддержки ваших инициатив.
Медиапроект «Городские интонации» в этом сезоне реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
По всем вопросам вы можете обратиться:
press@urbanrenovation.ru